Экспорт даров природы в КНР растет

В этом году Россельхознадзор проконтролировал экспорт в Китай 18 партий кедровых орехов весом более 308 тонн. Это в 1,5 раза больше, чем за тот же период 2024 года. 

Почему китайские партнеры скупают российские орехи, насколько они полезны и не наносим ли мы вред своим кедрам?

«Кедровый орех — настоящий кладезь полезных веществ. В нем есть витамины А, В, Е, цинк, магний, фосфор, марганец, медь, жирные кислоты омега-3. Орехи понижают уровень глюкозы в крови, что сейчас очень актуально и востребовано из-за распространения сахарного диабета. Есть подозрение, что своим спросом кедровый орех также обязан пиноленовой кислоте, которая содержится в его масле. Она обладает противовоспалительными, иммуномодулирующими и генеративными свойствами. Особенно ярко воздействует на слизистую желудочно-кишечного тракта, способствуя заживлению различных повреждений. Например, при язвах желудка. Кислота стимулирует выработку углеводоподобного пептида и холецистокинина, которые организм выделяет после еды. Они задерживают эвакуацию содержимого желудка, продлевая чувство сытости, что позволяет контролировать аппетит. Кроме того, идут исследования, которые изучают возможность пиноленовой кислоты препятствовать развитию онкологии. Но в Китае не всегда адекватно относятся к столь ценному продукту, практикуя часть его переработки с помещением в спиртовые растворы», — рассказала изданию «Пятый угол» кандидат медицинских наук Елена Соломатина.

В китайском городском уезде Мэйхэкоу работает центр переработки кедрового ореха. На его долю приходится более 60% всего мирового рынка в этой нише. Больше всего кедровых шишек собирается в самом Китае, но местная монополия скупает их везде, где может это делать — в России, Монголии, Афганистане, Пакистане. Мощности местных предприятий достигают 150 тыс. тонн переработки. Готовая продукция идет на экспорт в сорок стран мира. 

«Меня здесь прежде всего беспокоит вопрос воспроизводства кедровых орехов. Раз есть такой спрос, то отрасли необходимо жесткое регулирование сбора. В погоне за прибылью очень легко нанести большой и непоправимый ущерб природе, взяв у нее больше, чем она способна дать. Насколько я понимаю, кедр достаточно капризное растение. Количество деревьев, а значит и орехов, может сокращаться, на популяцию воздействуют экологические факторы. В масштабах страны экспорт кедровых орехов — практически ничто, а вот природе можно нанести колоссальный ущерб. Так у нас уже бывало неоднократно — с выловом некоторых пород рыбы или с добычей икры. Примеров на самом деле много. Нам нужно понять — сколько у нас кедрового ореха, как он добывается, в каких количествах, как оставшиеся площади способны к воспроизводству», — считает кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Наибольшим спросом в Китае пользуется кедровое масло, на производство которого и нацелено большинство китайских предприятий. Из ядер также делают ореховую пасту, известную как урбеч. После выжимки остается жмых. Его перемалывают и используют как вкусовую добавку в кондитерских и других блюдах. В шроте остается большое количество микроэлементов и витаминов. Масло и орехи в чистом виде полезны для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, страдающим сахарным диабетом, ожирением и иммунодефицитами. Но в ход идет даже скорлупа, из которой делают активированный уголь для наружного и внутреннего применения. Полученное масло применяется в Китае как самостоятельное вещество для массажа, так и становится компонентом различных косметических кремов и бальзамов. Протеины из жмыха добавляют в шампуни, а спиртовые экстракты используют для производства лосьонов, тоников, средств для ухода за кожей. 

«Кедрового ореха хватит настолько, насколько будут расти кедры (точнее — кедровые сосны Pinus sibiricus, которые мы неверно называем кедрами). Для лесовозобновления достаточно 1% семян, которые ежегодно производятся взрослыми деревьями, поэтому при правильном сборе большого вреда экосистемам не наносится. Но бывают и последствия. Например, массовый сбор шишек уменьшает кормовую базу бурундуков и семеноядных птиц, а также хищников, которые питаются ими. Если это влияние локально, то оно не оказывает разрушительного действия на природу. 

Хуже, когда сбор кедровых орехов проводится неграмотно и без соблюдения правил. Основные проблемы связаны с повреждением деревьев. Особенно при раннем сборе до созревания орехов и с использованием инструментов, наносящих ущерб. Это приводит к слому ветвей, повреждению коры и даже к гибели деревьев. Слишком ранний сбор грозит в будущем снижением урожайности и распространению болезней.

Использование техники для сбора, заготовка шишек до их созревания, а также создание в лесу временных сооружений для сушки шишек являются причинами уплотнения почвы, изменения состава растительности и увеличения пожарной опасности. Но если все делать по правилам и при этом оставлять определенные участки кедровников нетронутыми, то производство «кедровых» орехов — отличная составляющая лестного хозяйства», — объяснил кандидат биологических наук Сергей Симак. 

Ежегодно в России собирается примерно 25-30 тыс. кедровых орехов. Это оценка легального сбора состоит из производительности промысловых организаций и скупки урожая у населения. Обычно больше всего орехов собирают в Красноярском крае, Томской области и в Республике Тыва. Площадь официально зарегистрированных и взятых в аренду лесных промышленных площадок для сбора составляет не менее 3,5 млн гектаров.