В обществе заметно вырос интерес к психологии и к личности человека. Многие интересуются саморазвитием, выстраиванием личных границ. Психолог Владимир Федоров подтверждает, что эта научная дисциплина помогает людям познавать и развивать себя, работать над своей индивидуальностью. Однако, по его мнению, происходит и некий перекос, который, прежде всего, наблюдается в личных и семейных отношениях
«Ранее большинство пар пребывали в так называемом «слиянии» друг с другом в течение многих лет. Традиционные патриархальные браки базировались на нем: взаимные чувства, общие цели, ценности, имущественные отношения, рождение и воспитание детей, ведение хозяйства. Во многом браки регулировались социальными установками, рамками общества, моралью, поддерживались художниками, писателями, режиссерами. Но 20 лет назад не было такого пристального интереса к психологии и устройству внутреннего мира человека, интереса к саморазвитию и самопроявлению», — говорит специалист.
Владимир Федоров уверен, что у большинства современных семейных пар есть опыт создания отношений в слиянии, сформированный целыми поколениями предков, сценариями из родительских семей. Но нет опыта отношений с соблюдением и уважением личных границ. Психолог напомнил, что термин «слияние» принадлежит американскому профессору психиатрии Мюррею Боуэну, который разрабатывал теорию семейных систем. Слияние означает эмоциональную, психологическую и даже физическую зависимость людей друг от друга: «Это тот случай, когда двое стремятся быть максимально близкими, забывая о том, где заканчивается один и начинается другой. Партнеры стремятся к полному принятию другим своей личности и больше всего опасаются отверженности и конфликта».
Собеседник издания «Пятый угол» полагает, что слияние является самым большим мифом (поддерживаемым индустрией кино, беллетристикой, популярной журнальной психологией) о партнерстве и с настоящей человеческой близостью имеет мало общего. По его наблюдениям, когда психологи в своей практике начали активно прорабатывать личные границы, многие клиенты стали вести себя, как дети: понимание и отстаивание границ стало для них «видом спорта».
«Люди начали их вдруг ощущать, чувствовать, рьяно защищать от посягательств. В числе тех, кто за эти самые границы периодически заходил, конечно, оказались их близкие, партнеры. В результате в таких парах оказались не два любящих человека, а два «хищника», которые яростно защищают свои границы», — рассказывает Владимир Федоров.
Психолог дал советы по развитию отношений, где нет места токсичности и стремлению «потоптаться» на чужих границах. По его мнению, стадия слияния естественна на этапе сближения партнеров и оправдана природной необходимостью, точнее, инстинктом продолжения рода. Но она временная, и в идеальном варианте должна перейти в стадию «движения к цели параллельными курсами».
«Границы в паре должны быть у каждого, но они должны быть гибкими, — считает психолог. – Каждый не проламывает или отстаивает границы до последней пяди, а готов слушать, слышать партнера, искать новые способы взаимодействия. Иногда стоит уступить, а иногда настоять на своем. Все зависит от ситуации и конкретного контекста. Важно, чтобы у каждого было свое пространство и свое личное время, и чтобы всем было при этом хорошо. Главный критерий – внутренний комфорт каждого».
Также специалист отметил, что самоизоляция, которую пережили весной российские семьи, выявила большую потребность людей в уединении и защите личного пространства, стала настоящим тестом на зрелость, реальную осознанность и гибкие границы.
«Как показал этот период, не все пережили его достойно, без ссор и конфликтов, даже пройдя до того работу с психологом. Все вдруг стали осознанными, но на словах. На деле пока наблюдается детская «игра в осознанность» и при этом психологическая незрелость», — подвел итог эксперт.