Известный рисунок-стихограмма «АЯ» на Профсоюзной 102/47 два года не дожил до своего десятилетия. Он был нанесен в 2014 году в рамках фестиваля «Лучший город Земли» группой уличных художников из мастерских Comeon Crew и Zukclub

Инициатором появления мурала стал Департамент культуры г. Москвы. И сюжет, и расположение выбрали неслучайно: граффити стало откликом на фантастико-краеведческое эссе писателя Дмитрия Пригова «Беляево 99 и навсегда». Автор произведения много лет прожил в этом районе на юго-западе Москвы. 10 июня стало известно о том, что «АЯ» начали закрашивать, а спустя неделю от арт-объекта не осталось и следа.

Как сообщил у себя на странице в соцсети депутат Мосгордумы Дарья Беседина, мурал на Профсоюзной 102/47 закрасили по инициативе местного ГБУ «Жилищник». Сделали это, по словам парламентария, «в лучших традициях», без предупреждения.

Мосгордума обратилась к главному архитектору Москвы и получила ответ о скором возвращении мурала на прежнее место, предположительно, к осени.

По данным агентства «Москва», граффити восстановят до 12 августа.

«Главное, чтобы чиновники не забыли о своих обещаниях», — отметила Дарья Беседина. Депутат обратилась к префекту ЮЗАО и запросила информацию о правовом статусе арт-объекта. В беседе с «Московской газетой» пресс-секретарь Дарьи Бесединой сообщила о том, что пока ответа на этот вопрос не поступало.

Напомнила депутат МГД и о своей инициативе, благодаря которой истории с уничтожением и восстановлением мурала можно было бы избежать. Речь идет о законопроекте «Об уличном искусстве».

«Если бы приняли этот законопроект, у мурала появился бы легальный статус и закрасить его не смогли. Однако законопроект уже полтора года кочует по планам работы Думы и до сих пор не рассмотрен», — сообщила Беседина.

Попытки закрасить стихограмму предпринимались два года назад, но в 2020-м местным жителям удалось отстоять арт-объект - за граффити вступился главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Жительница района Беляево Мария Панкова рассказала изданию «Пятый угол», что хорошо знакома с ситуацией.

«Я проживаю через дом от теперь уже бывшего дома с муралом, но с ситуацией хорошо знакома. Этот рисунок никому не мешал, даже наоборот, привлекал к нам в район москвичей, многие делали фото с арт-объектом. Но некоторое время назад в 102-й дом заселилась нотариус, которая превратила свою квартиру на первом этаже в рабочий кабинет. Она же озаботилась капитальным ремонтом дома. Возможно, благодаря своим связям женщина добилась благоустройства. Жители дома не голосовали за уничтожения рисунка», — рассказала москвичка.

Собеседница издания также добавила, что жители дома не против восстановления мурала, но только не за счет средств, собранных на проведение капитального ремонта, поскольку зданию хватает и более насущных проблем.

Архитектор Юрий Эхин в беседе с журналистом издания отметил, что мурал в Беляево не представлял собой эстетической архитектурной ценности.

«Если это попытка разнообразить типовую многоэтажную застройку района, то довольно неудачная, учитывая неухоженное состояние других фасадов дома с хаотичным остеклением балконов и лоджий и так далее. Такими любительскими средствами гармонию среды проживания достичь невозможно в принципе. В данном случае неважно, делается это за счёт средств, собранных Фондом капитального ремонта или московского Департамента культуры во время фестиваля, когда мурал создавался. На размеры ежемесячных платежей жителей это никак не повлияет. Я могу понять желание части жителей Беляево сохранить историю места, но делать это надо гораздо более профессионально и не только за счёт одной стены дома. Нужен комплексный, грамотный архитектурный подход. Всё остальное будет вызывать отторжение, даже если стену опять распишут художники», — сказал эксперт.

Представитель Архнадзора Игорь Шихов рассказал, что объекты искусства как современные, так и исторические крайне важны для «архитектурного облика».

«Они его формируют так же, как и архитектура. Они делают город живым. Здания и сооружения, снабжённые такими произведениями, становятся уникальными, даже если сделаны по типовым проектам. К сожалению, система капремонта никак не учитывает этой уникальности. Если в доме есть ТСЖ, то можно принять решение на собрании собственников о восстановлении и определить финансирование. Но также важно внести мурал в колористический паспорт дома (паспорт оформляет Москомархитектура, заказчиком чаще всего выступает ФКР)», – подчеркнул градозащитник.

Яна Соловьева

Автор статьи

Яна Соловьева