Фото: из открытых источников
По мнению специалиста ШОС, производство вооружений в Казахстане может представлять опасность для России
Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев рассказал журналистам об особенностях взаимоотношений России и Турции.
«Есть очень много разного рода непроверенной информации. Например, некоторое время назад говорили, что Турция якобы инициировала отправку на Украину туркоманов Сирии. Интересы России и Турции не совпадают — это нормально, у каждой стороны они свои. Я очень рад высказанной позиции по поводу поставок вооружения, но нас беспокоят продолжающиеся поставки беспилотных летательных аппаратов из Турции через Словакию. Они могут быть использованы не для обороны, а для наступательных действий», -— отметил эксперт.
По мнению Евсеева, в части российско-турецких отношений пока остаются вопросы.
«Те инициативы, которые продвигают Россия и Турция по возможностям транспортировки зерна из украинских портов, сейчас малореализуемы. И не потому, что Москва или Анкара не хочет, просто нет технических средств по разминированию акваторий. Не думаю, что это может быть решено украинской стороной. Если же говорить о наших позициях, у нас есть опыт сотрудничества. Он касается и Сирии, где у нас были совместные патрулирования, и Нагорного Карабаха, где был создан совместный центр наблюдения за ситуацией. В то же время нас, может быть, несколько беспокоят не только поставки турецких вооружений на Украину, но и производство таких вооружений на территории Казахстана. Было бы хорошо, если бы мы учитывали интересы друг друга. Казахстан нам важен: у нас есть общие границы, и если там будут какие-то проблемы, то турецкие вооружения могут представлять определенную опасность», — считает Евсеев.
Политолог Константин Калачев в свою очередь отметил, что подобные высказывания «создают проблему на ровном месте».
«Очередное нагнетание. Во-первых, Казахстан — член ОДКБ. Армия Казахстана насчитывает около 80 тысяч человек. Во-вторых, что касается военной доктрины Казахстана, то, помимо углубления стратегического партнёрства с Россией и КНР на основе общих военно-политических интересов в регионе, помимо активизации военного и военно-технического сотрудничества с ОДКБ, Казахстан уже давно сотрудничает с США по вопросу технической модернизации ВС и подготовки кадров», — напомнил Калачев.
По словам политолога, Казахстан поддерживает рабочие связи с НАТО, но это не означает желания интеграции с Альянсом.
«Стратегический союзник — Россия, но как суверенное государство Казахстан проводит многовекторную политику. Сотрудничать с Турцией или нет в вопросах закупки или производства Байрактаров — их дело. А вот намеки на возможность каких-то проблем на общей границе России с Казахстаном — это проявление безответственности. Даже носителям имперского мышления стоило бы вспомнить про принцип «не навреди!», — отметил эксперт.
Калачев считает, что подобные заявления могут ухудшить отношения между странами: «Отличная реклама для турецкой продукции, но сомнительный вклад в отношения РФ и Казахстана. Хорошо, что решения принимают другие люди. И до «демилитаризации» Казахстана дело не дойдет. Скрытые угрозы и опасные намеки оставим экспертам. А с Турцией мы всегда будем конкурентами. Но это не повод не быть партнерами».