Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен по итогам саммита ЕС — Китай в Пекине заявила, что укрепление торговых отношений Евросоюза с Китаем никак не связано с ухудшением отношений с США

Как уточнила политик, «отношения с Китаем ценны сами по себе, и они никак не связаны с отношениями с другими партнерами». Фон дер Ляйен также добавила, что Брюссель продолжает интенсивные контакты с Вашингтоном на техническом уровне для достижения торгового соглашения, которое бы позволило избежать высоких американских пошлин на европейские товары и при этом готов и к введению контрмер.

«Для Брюсселя и Пекина вопрос вопросов — товарооборот. Европейский рынок очень важен для Китая. Но ЕС оглядывается на США, поскольку для него это ключевой союзник по ряду вопросов, несмотря на нынешние проблемы в отношениях по вопросам тарифов. И вот здесь, в пространстве противоречий, с одной стороны, приверженности западной геополитической модели, с другой, являясь таким же адресатом недружелюбных действий Трампа, ЕС и Китай пытаются создать общую рамку для взаимодействия с учетом внешнеполитической напряженности. Учтем также субъектную позицию Китая по большинству вопросов, например, урегулированию украинского кризиса и поддержки России», — сказал изданию «Пятый угол» политический эксперт Александр Асафов.

Брюссель и Пекин пытаются удержать сотрудничество, сделав его несколько отстраненным от политического контекста, считает эксперт.

«Но этот момент очень трудно представить. Невозможно остаться в стороне ни от позиции Трампа, ни куда-то на полку задвинуть отношение Китая с Россией. Поэтому считаю, что у Трампа может быть негативная реакция на высказывание Урсулы фон дер Ляйен. Хотя сейчас, когда продюсируется будущий визит Трампа в Китай, не думаю, что эта позиция может быть обозначена как-то ярко и явно. Словом, отношения между странами Евросоюза и КНР важны для обеих сторон, но они находятся в многоцветии проблем», — подытожил Александр Асафов.

По мнению руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачёва, в ходе саммита ЕС/Китай стороны не нашли консенсуса, что было ожидаемо. 

«ЕС выдвигает к Китаю требование прекратить продажу России технологий двойного назначения для бытового и промышленного использования, которые могут быть перепрофилированы для производства оружия. Но, замечу, в самом Пекине Урсула фон дер Ляйен вела себя сдержанно, чтобы не осложнить отношения с Китаем еще сильнее. Философского камня стороны не нашли. Как сочетать сотрудничество и соперничество станет ясно по конкретным действиям. Торгово-экономические отношения продолжатся, но есть нюансы. Китай жертвовать отношениями с РФ не будет, а это затрудняет диалог. При нынешнем дисбалансе торговых отношений ЕС надо что-то делать для защиты собственных производителей. Как? Время покажет», — отметил сказал Константин Калачёв.

Профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при президенте РФ Игорь Качалов не видит предпосылок для усиления экономических отношений между Брюсселем и Пекином.

«Китай — крупнейший торговый партнер Евросоюза по импорту и третий — по экспорту. По данным Евростата, страны ЕС в 2024 году экспортировали в Поднебесную товары на сумму 213,3 млрд евро, импортировали — на 517,8 млрд. То есть, Китай поставляет в ЕС товаров в 2-2,5 раза больше, чем получает. Это говорит о том, что Брюсселю особо нечего предложить Пекину. Да, бренди, коньяк, шампанское востребованы. Если, например, возьмем такой дорогостоящий товар, как автомобили, то китайские машины успешно подрывают рынок немецких авто. Пекин может поставлять Брюсселю редкоземельные металлы и другое стратегическое сырье, которых у ЕС нет. Как видим, обмен не выглядит равноценным. Позиция Евросоюза в экономических отношения с Китаем слабая. И предпосылок к усилению нет», — считает профессор. 

Еще один важный момент, на который, по мнению Игоря Качалова, следует обратить внимание, — если с Россией у Китая есть разносторонние отношения со времен Мао Цзэдуна, а юг КНР долго находился под влиянием Великобритании, то с Евросоюзом никаких культурных, социальных связей нет.

«Безусловно, это отражается на современных двусторонних контактах. И, наконец, серьезным камнем преткновения является позиция по конфликту на Украине», — резюмировал эксперт. 

Дмитрий Тарасов

Автор статьи

Дмитрий Тарасов