Фото: "Пятый угол"
Тотальные санкции, объявленные России Западом после начала спецоперации на Украине, полностью изменили и продолжают менять экономический уклад не только в нашей стране, но и во всем мире
В ООН постоянно говорят, что мир стоит на пороге продовольственного кризиса. Он вызван не только конфликтом на Украине, но санкции Запада и контрсанкции РФ существенно повлияли на положение дел в сфере продовольствия. И хотя от отсутствия продуктов питания в первую очередь пострадают слаборазвитые страны, Запад тоже в немалой степени уже начал испытывать эти проблемы.
«Давайте проясним: нет эффективного решения мирового продовольственного кризиса без реинтеграции украинского производства, а также без продуктов питания и удобрений, производимых Россией и Белоруссией на мировые рынки», — заявил генсек ООН Антониу Гутерриш 18 мая.
А днем позже министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что в марте и апреле текущего года наша страна нарастила экспорт пшеницы. Причем она поставляется даже в так называемые недружественные страны. То есть те, что объявили санкции против России.
Пока наша страна, в качестве основного козыря в противодействии санкционному давлению, использует углеводороды, поставляемые в ЕС. Прежде всего речь, конечно, идет о газе, который теперь нужно оплачивать в рублях. Но Запад также зависит и от российской нефти, хотя и всячески стремится от этого избавиться. Не меньше Запад зависит от российской сельхозпродукции, а также от производимых в РФ удобрений. Сейчас в России, на которую приходится 13% мирового производства удобрений, действительно ограничен их экспорт.
Однако в свете мировых продовольственных проблем и беспрецедентных санкций Запада вполне уместно задаться вопросом, почему Россия до сих пор в полной мере не использовала зависимость мира от отечественных продуктов питания в качестве рычага влияния на коллективный Запад?
По оценкам ООН, совокупно на Россию и Украину приходится 30% мирового производства пшеницы и ячменя, а также 20% кукурузы и более 50% подсолнечного масла.
«Скорее всего этот вопрос прорабатывается, но момент использования этого «козыря в рукаве» не наступил. Это не перешло в разряд нашего рычага давления, потому что есть другие пути решения, например, расширение влияния рубля, в том числе для оплаты газа, что было сделано в первую очередь», — отметил в разговоре с изданием «Пятый угол» кандидат экономических наук Михаил Беляев.
По его мнению, Запад уже исчерпал или приближается к исчерпанию новых вариантов санкций против России, тогда как РФ весьма успешно использует другие решения и не идет на обострение.
С этой точкой зрения согласен и старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров. Он также напомнил, что страны, объявившие России экономическую войну, сложно отнести к бедным.
«Нам же не беднейшие страны Африки объявили санкции, они-то, кстати, от мирового продовольственного кризиса и пострадают в первую очередь», — подчеркнул политолог. По его мнению, если дело дойдет до обострения, то Россия будет использовать и «продовольственный рычаг» для отстаивания своих интересов.