Официальный представитель МИД КНР Мао Нин заявил, что механизм БРИКС является важной платформой для сотрудничества между развивающимися странами, он не участвует в блоковой конфронтации и не нацелен против какой-либо страны. Таким образом, китайский политик отреагировал на введение президентом США Дональдом Трампом новых торговых пошлин

По словам Мао Нина, Китай неоднократно разъяснял свою позицию, «в торговых и тарифных войнах нет победителей, а протекционизм — это путь в никуда».

Ранее глава Белого дома написал в социальной сети, что в отношении любой страны, поддерживающей «антиамериканскую» политику БРИКС, будут введены дополнительные торговые пошлины в десять процентов. В другом посте Трамп сообщил, что США начнут информировать другие государства о введении в отношении них пошлин или заключении торговых сделок с 7 июля.

«Американский президент в краткосрочной перспективе, конечно, может навредить БРИКС введением санкций, пошлин. О какой-то конкретике рассуждать нет смысла, поскольку Трамп сегодня говорит одно, завтра другое, послезавтра третье. Доверие к нему как к деловому партнеру подорвано не только у БРИКС, но и у слаборазвитых стран. Гарантией торгово-экономических дел с США, считаю, может быть только такой вариант: при заключении сделки американцы отдают в заклад золото в слитках центральному банку страны, с которой эта сделка совершена. Тогда еще можно рассчитывать на равноправное партнерство. Никаких иных гарантий быть не должно. Не выполнил договор, просрочил сроки сделки, все — расставайся с золотом», — сказал изданию «Пятый угол» экономист, сопредседатель совета Промышленной коалиции БРИКС Дмитрий Любомудров.

По мнению эксперта, интересным представляется предложение профессора Университета Британской Колумбии Кристена Хоупвелла об исключении США из Всемирной торговой организации (ВТО) или приостановка их членства в этой организации. Профессор считает, что это является единственным способом сохранить мировую экономику, основанную на разумных правилах игры. 

«Не являюсь большим поклонником ВТО, но, тем не менее, если США оттуда исключить, это послужит началом к более глобальному противостоянию в торговой войне с Вашингтоном, поспособствует созданию мощного объединенного фронта против ведения бизнеса «по Трампу». Можно также вспомнить опыт создания британским премьером Черчиллем Министерства экономической войны, которое сыграло важную роль в противостоянии с германской экономикой. Аналогичное министерство можно создать в БРИКС. Надо использовать все полезное, что может пригодиться в борьбе против гегемонии англосаксов, привести к их банкротству, падению долларовой системы. Карфаген должен быть разрушен», — резюмировал Дмитрий Любомудров. 

Профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ Игорь Качалов отметил, что старый мир в лице Дональда Трампа сопротивляется новому и, что интересно, начинает использовать меры, которые не лежат в концепции, так называемой, либеральной глобализации. 

«Введение штрафов за «плохое поведение» — методы из давно далекого прошлого. Грозить странам БРИКС это, считаю, вообще смешно. Доля объединения и его партнеров в мировой экономике составляет уже 40 процентов, это 100 трлн долларов. Экономика США в разы меньше. Самые спокойные прогнозы на перспективу указывают на то, что по мере расширения стран БРИКС, укрепления их экономик доля в мировой торговле может достичь, как минимум, 130-140 триллионов долларов. Правда, в мировой торговле доля БРИКС в данный момент составляет всего 20 процентов, это не очень хороший для него знак. Но ситуация постепенно меняется к лучшему. Если Евросоюз, который лидирует в мировой торговле с долей в 30 процентов, остановился росте, то доля БРИКС растет. Через пять-семь лет объединение должно выйти в лидеры», — рассказал эксперт. 

Что касается доллара, то пока на сегодняшний день он остается ведущей валютой при расчетах, но его вес падает, продолжил собеседник. 

«Да, доля российской, китайской валют и других составляет пока шесть-семь процентов, но внутри БРИКС доля рубля и других национальных валют в товарообмене достигла уже 90 процентов. Если взять африканский континент, то здесь эта цифра составляет уже 98 процентов. Это говорит о том, что Россия выбрала правильное направление», — подытожил профессор. 

Саммит БРИКС 6 и 7 июля принимает бразильский Рио-де-Жанейро. В объединение, помимо стран-основательниц, с 2024 года входят Египет, ОАЭ, Эфиопия, Иран. С 2025 года в его состав входит Индонезия. Статус партнеров с блоком имеют Белоруссия, Боливия, Куба, Казахстан, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда, Узбекистан и Вьетнам.

Дмитрий Тарасов

Автор статьи

Дмитрий Тарасов