Однако внутренние противоречия между странами сохраняются

Председатель КНР Си Цзиньпин и лидер Северной Кореи Ким Чен Ын провели двусторонние переговоры в Пекине. В преддверии встречи в китайском МИД заявили, что обе страны выступают за укрепление стратегического взаимодействия и углубление обмена опытом в сфере государственного управления. 

Ким Чен Ын прибыл в КНР 2 сентября и принял участие в торжествах по случаю 80-й годовщины Победы в войне сопротивления китайского народа японской агрессии и Второй мировой войне. Это пятый по счету приезд в Китай председателя государственных дел КНДР. Последний раз он посещал Пекин в 2019 году по случаю 70-й годовщины установления дипломатических отношений КНР и КНДР.

Военный обозреватель, ветеран боевых действий, полковник в отставке Олег Фаличев не сомневается в том, что в ходе переговоров лидеры Китая и Северной Кореи максимально затронули тему оборонного и военно-технического сотрудничества.

«КНДР и Китай еще в 1961 году заключили договор, обязывающий оказывать друг другу военную помощь в случае нападения. В Северо-Восточной Азии серьезно накалена геополитическая обстановка. В этой связи укрепление военного союза Пекина и Пхеньяна может стать серьезным сигналом США, их агрессивной политике в регионе. Полагаю, Китай может продать Северной Корее что-то из новых видов ракетного вооружения, а потенциал этого вооружения мы увидели во время Парада 3 сентября. Если вспомнить, что КНДР входит в группу стран, которые обладают ядерными зарядами и ракетными средствами их доставки, то ее оборонный комплекс совсем скоро может стать еще более мощным», — сказал Олег Фаличев изданию «Пятый угол».

Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин считает, что прочными отношениями с КНДР Китай показывает всем и прежде всего США, что на Северо-Востоке Азии у него есть надежный союзник, обладающий ядерным оружием.

«У Пекина и Пхеньяна давно сложились тесные отношения во всех сферах. Равно, как, кстати, и у России с Северной Кореей. Полагаю, этим странам нет смысла выходить на какой-то тройственный союз, о котором сейчас так много трубят западные СМИ. Чтобы быть сильными достаточно двусторонних отношений, совсем не обязательно всякий раз лидерам России, КНР и КНДР собираться втроем, как случилось на днях», — отметил эксперт.

По мнению Андрея Кошкина, Северная Корея в последнее время становится все более крепким игроком в своем регионе.

Политический обозреватель и писатель Юрий Светов полагает, что встречи лидеров России, КНДР и Китая могут вызвать тревогу и домыслы на Западе, однако они отражают новую реальность — формирование многополярного мира. В этом мире государства стремятся к балансу интересов, не позволяя никому командовать, но и не отказываясь от собственных амбиций.

«Северная Корея, традиционно находившаяся в орбите влияния Китая, теперь старается балансировать между КНР и Россией, чтобы сохранить суверенитет и не стать сателлитом ни одной из сторон. Визит Ким Чен Ына в Китай и встреча с российским лидером — проявление этой политики баланса. Важно, чтобы улучшение отношений между КНДР и Россией не происходило в ущерб Китаю, и наоборот — чтобы Китай и Корея учитывали интересы России. Многополярность требует от руководителей новых качеств: умения учитывать интересы других, договариваться и искать баланс, а не просто следовать указаниям извне», — сказал собеседник издания.

При этом, по мнению Юрия Светова, несмотря на стремление к балансу, внутренние противоречия между странами сохраняются. Например, Россия и Китай — крупные государства с большими ресурсами, а КНДР не обладает значительными полезными ископаемыми, чтобы быть равноправным экономическим партнером. 

«Ценность Северной Кореи — в логистике, для России, в частности, это еще одна точка выхода в Тихий океан. У КНДР также богатый туристический потенциал, но для развития туризма требуется изменение внутреннего менталитета и снятие ограничений для иностранных гостей», — заключил политический обозреватель.

Дмитрий Тарасов

Автор статьи

Дмитрий Тарасов