Экономист назвал последствия диверсификации поставок российской нефти в Турцию

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Турции начали активную диверсификацию источников нефти, тем самым сокращая зависимость от российских поставок. Как сообщает Reuters со ссылкой на отраслевые источники, это стало прямым ответом на ужесточение западных санкций против России. 

Примером нового курса стал завод STAR, принадлежащий азербайджанской госкомпании SOCAR. Согласно данным агентства, в сентябре-октябре практически полностью работал на российской нефти марки Urals, но уже в следующем месяце он ожидает поставки четырех партий сырья из Ирака, Казахстана и других стран. По расчетам Reuters, это составит от 77 до 129 тыс. баррелей нефти в сутки из альтернативных России источников.

«Данное решение — это классический пример управления рисками в условиях санкционного прессинга, — рассказал экономист Петр Щербаченко. — Турецкие НПЗ, в частности STAR, долгое время получали значительные выгоды от покупки дисконтной российской нефти. Однако растущие санкционные риски, включая угрозу вторичных ограничений со стороны США и ЕС, делают эти операции слишком опасными. Банки отказываются финансировать сделки, страховые компании — предоставлять полисы, а судоходные конторы боятся предоставлять танкеры. Диверсификация в данном случае — не добровольный выбор, а вынужденная мера для обеспечения непрерывности работы заводов».

Эксперт также напомнил, что Турция была одним из ключевых направлений для российского экспорта после введения эмбарго ЕС. Ее поворот в сторону поставок из Ирака, Казахстана и, возможно, стран Персидского залива, свидетельствует о долгосрочном тренде. Для России это означает необходимость искать новых, часто более удаленных и менее выгодных партнеров, что увеличивает логистические издержки и заставляет продавать нефть с большим дисконтом. 

«Кстати, для самой Турции же переход на альтернативные источники неизбежно ударит бюджету и спровоцирует рост цен внутри страны», — подытожил Петр Щербаченко.

Яна Соловьева

Автор статьи

Яна Соловьева