Новый раунд эскалации напряжённости на Ближнем Востоке случился после убийства генерала Касема Сулеймани
Война на Ближнем Востоке пылает всё сильнее. Политологи один за другим высказываются о том, к чему приведёт убийство Иранского военного деятеля Касема Сулеймани, случившееся сегодня, 3 января. Генерал был убит в результате авиаудара ВВС США. Распоряжение об этом отдал Президент США Дональд Трамп.
Не забудут, не простят
Первая отрезвляющая новость на этих новогодних выходных – спецоперация США, в результате которой погибли 5 человек, прибывших в Ирак из Сирии. Все пятеро были уничтожены ракетным ударом. Среди них генерал Сулеймани, который в Иране считается национальным героем. Там его почитают и называют выдающимся военным стратегом. Остаётся только гадать, как Иран ответит на убийство Сулеймани и людей из его окружения.
В США и Израиле к генералу Сулеймани прямо противоположное отношение. Его считают убийцей и террористом. Кроме того, имя генерала включено в «чёрный» список ООН, который состоит из 15 военных деятелей Ирана, подозреваемых к разработке ядерной и ракетной программ в этой стране.
Известный публицист и общественный деятель Авигдор Эскин прокомментировал новость о ликвидации Сулеймани, заявив, что после смерти генерала, цитата: «Мир стал лучше, а воздух – чище».
Главная мировая политическая игра
Политолог, генеральный директор НП «Институт политических исследований» Сергей Марков считает, что Большая война на Ближнем Востоке разгорается с разных сторон. На своей странице в соцсети «Фейсбук» Марков написал:
«Россия, имеющая мощные системы вооружения и сильную армию и успехи в Сирии, воспринимается всеми как пример, — как надо действовать в регионе. С России все берут пример. Но Россия при этом все глубже погружается в конфликты региона, который пылает все сильнее. Но в этом регионе энергоресурсы мировой экономики и главная мировая политическая игра».
Марков выделяет два важных события этих дней. Первое – убийство Сулеймани, второе – участие Турции в войне в Ливии на стороне правительства Триполи во главе с Фаизом Сараджем. Такое решение накануне принял парламент Турции.
«Фаиза Сараджа еще поддерживают Катар, «братья мусульмане», Италия, немного США и ЕС, — считает Марков. — Сарадж проигрывает маршалу Хафтару, которого активно поддерживает Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ. Россия играет чуть более тонкую игру и на 90% поддерживает Хафтара и на 10% Сараджа. И пытается их помирить».
Политолог Марков отмечает, что в рядах Хафтара воюют и россияне из частных военных компаний (ЧВК).
«Получается, что Россия и Турция союзники, но их военные участвуют в боевых действиях на разных сторонах и Сирии, а теперь и в Ливии. Такой современный мир, где нет прочных союзов», — пишет генеральный директор НП «Институт политических исследований».
Новый раунд эскалации
Министерство иностранных дел РФ оперативно отреагировало на события в аэропорту Багдада. Вот, что заявили в ведомстве:
«С тревогой восприняли информацию о гибели командующего силами специального назначения «Кодс» Корпуса стражей исламской революции Ирана Касема Сулеймани в ходе удара вооруженных сил США по аэропорту Багдада. Данный шаг Вашингтона чреват тяжелыми последствиями для регионального мира и стабильности. Исходим из того, что подобные акции не способствуют нахождению развязок сложных проблем, накопившихся на Ближнем Востоке, а напротив ведут к новому раунду эскалации напряженности в регионе».
Россия не может приветствовать гибель Сулеймани ещё и потому, что тот был руководителем поисково-спасательной операции по поиску и эвакуации Константина Мурахтина - пилота сбитого Су-24М. Инцидент случился 24 ноября 2015 года в районе сирийско-турецкой границы.
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко назвал сегодняшние ракетные удары американцев по военным Ирана «спорной историей».
«Спецоперация американцев по устранению аса иранских спецподразделений Сулеймани - тактический выигрыш Трампа, — написал Минченко у себя на странице в «Фейсбуке». — У Обамы было убийство Бен Ладена. У Дональда — Сулеймани. Это неизбежно приведёт к обострению в отношениях с Ираном. Бушу-младшему иракская война помогла избраться на второй срок. Но Трамп-то изоляционист».
Противоположный эффект
Не все в США поддержали Дональда Трампа. Многие опасаются ответной реакции Ирана. Например, бывший вице-президент США Джо Байден распространил заявление, в котором назвал убийство Сулеймани «эскалацией в опасном регионе». Политик заявил, что вместо попытки предотвратить «дальнейшие нападения Ирана» «эти действия почти наверняка будут иметь противоположный эффект и Президент Трамп только что бросил динамитную шашку в пороховую бочку».
Кроме того, ряд политиков и международных наблюдателей считают, что убийство Касема Сулеймани нарушает международное гуманитарное право.