С 5 по 7 июля 2019 года в Екатеринбурге состоялся фестиваль «STENOGRAFFIA» с участием уличных художников со всего мира. Художник-каллиграф Покрас Лампас нарисовал на Площади 1-й Пятилетки в Уралмаше «Супрематический крест». Эскиз рисунка, по информации пресс-службы и самого художника, был согласован с администрацией города. Покрас рисовал три дня, ему помогали волонтёры. Арт-объект был доделан 8 июля. Однако 19 июля коммунальщики стали класть на арт-объект гудрон. Глава администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга Роман Кравченко объяснил происходящее телеканалу Россия-24, в этом районе были плановые работы

Волонтёры «Стенограффии», по словам их руководителя и координатора фестиваля Анны Клец, провели подготовку к восстановлению работы: закрасили поврежденную дорожку и далее — всю короткую часть креста черной краской.

Работа питерского художника-каллиграфа Покраса Лампаса вызвала серьёзную дискуссию среди не только жителей Екатеринбурга, но и других регионов.

26 августа Покрас Лампас собирался приехать в Екатеринбург, чтобы докрасить поврежденный участок своей работы. Однако днем ранее православные активисты устроили на площади «хэппенинг» под лозунгом: «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь». При этом участники мероприятия выступали не от епархии, а как гражданские лица. Из-за действий одного из активистов, который грозился «залить кровью индейцев-сатанистов», начались разбирательства. Директор Музея святости, исповедничества и подвижничеств на Урале в ХХ веке в РПЦ Оксана Иванова, организовавшая акцию, была привлечена к административной ответственности по ст. 20.2. КоАП РФ.

В свою очередь, Покрас Лампас публично и заочно выразил Ивановой свои слова поддержки отметив, что «хэппенинг — это искусство, а не митинг». Иванову также поддержали митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, журналисты и сотрудники фестиваля «Стенограффия».

26 августа в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие представители городской администрации, организаторы фестиваля и активисты. Общее замечание, как рассказал Покрас Лампас на своей странице в Instagram, касалось формы рисунка — само перекрестье. Художник пообещал, что он учтёт это обстоятельство и подготовит новый эскиз. Он надеется «небольшими изменениями вернуть мир в Екатеринбурге», призвал всех быть «мирными, добрыми и культурными».

Художник добавил, что всегда готов к диалогу.

«Важно быть максимально открытым и понимающим сейчас, потому что только в адекватной коммуникации друг с другом можно делать города более живыми, открытыми и современными. И здесь, конечно, нужно взаимопонимание и взаимная поддержка», — заявил он петербургскому телеканалу 78.

«Позиция относительно креста не поменялась, его надо так или иначе убрать из под ног. С Покрасом об этом договорились. Благодарность человеческая, он поддержал меня, такое не забывается. Художник оказался способен к диалогу, услышал наши слёзные просьбы. И за это ему благодарность от нас. Все бы общественные проблемы так в России решались!» — рассказала Оксана Иванова в беседе с журналистом издания.

Православные активисты и уральский режиссер Сергий Алиев считают, что изображать крест на земле — это против церковных канонов. Есть такой канон Трулльского собора, Правило 73 V-VI, который гласит: «Иконы и кресты освящаются по уставу Церкви; но и независимо от церковного освящения, по самому предмету своих изображений, иконы и кресты должны пользоваться подобающим почтением. Поэтому каноническими правилами запрещается начертание изображения креста на местах, попираемых ногами, что подтверждалось и христианским греко-римским законодательством». Он также опирается на решения VII Вселенского Собора. 

Протоиерей Всеволод Чаплин, в отличие от Оксаны Ивановой, настроен более радикально.

«Покрас Лампас давно неравнодушен к кресту, оказывается. Раньше сочетал его с изображением обнаженной девушки. Некоторые, правда, активно желают с ним подружиться — как же, «Мы ведь не портив прогресса». А некоторые продолжают считать его деятельность издевательством над нашей верой и целостным эстетическим чувством народа. И собираются выходить на одиночные пикеты 25, 26 и 27 августа к его «кресту» на дороге, попираемому ногами. Все нам предлагают «избегать конфликта»— но здесь как раз нужен конфликт, нужно воинствование, святое и праведное» — написал он на своей странице в Facebook.

И действительно, мнения разделились. Схиигумен Сергий (Николай Романов) считает сторонников арт-объекта «тайными или явными Иудами». В то время как, по мнению протоиерея Екатеринбургской епархии Максима Меняйло, «искусство не должно быть канонично. Каноничные изображения мы изображаем в храмах и в домах для молитвы».

Споры по поводу этой истории ведутся и в социальных сетях. Кому-то очень нравится работа художника. Пользователи Сети отмечают, что их чувства никак не оскорблены, и сожалеют, что арт-объект был испорчен. Другие недоумевают, зачем выбрано именно перекрестье в качестве рисунка на площади, многие из них видят в этом провокацию и желание прославиться.

«Обидно… Я живу на Уралмаше и была рада этому арт-объекту… Также была огорчена, когда оцепили площадь и залили гудроном эту красоту. Хоть чем-то выделялись, а теперь мы — одна серо-черная масса»; «Вот что значит отсутствие образования. Они просто не знают, что в Византии на полу очень часто кресты изображали»; «Я православная, но мне очень даже понравилось» — пишут пользователи Instagram.

По своим очертаниям работа Покраса — это цитата на «Супрематический крест» художника-авангардиста конца XIX —начала XX века, основоположника супрематизма Казимира Малевича. В оригинале Малевича использованы те же цвета (белый, красный и черный), но в другом порядке. К тому же, Покрас добавил каллиграфию манифеста Малевича внутрь своей работы — в белую часть. Надпись на площади гласит: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу».

Казимир Малевич использовал язык цветоформ. То есть основной смысл его работ заключался в эстетическом, медицинском, психологическом и энергетическом воздействии определенных цветов или форм. Об этом писала в серии своих книг «Мост через бездну» советский и российский искусствовед, историк культуры и заслуженный деятель искусств РСФСР Паола Волкова.

В основе супрематического креста Лампаса — чёрный и белый цвета. Оба цвета обозначают абсолют, как писала Паола Дмитриевна, ссылаясь на китайскую философию Ба Гуа. Чёрный цвет —это «максимальная концентрация», а белый — это «безначальность и бесконечность, это всё, абсолютно всё и ничто». Красный же — это цвет «дракона, который есть зооморфическое изображение Неба в Китае». А крест — это два пересекающихся квадрата в динамике, движении, проще говоря, размноженные квадраты. Квадрат — это символ Земли, потому что она имеет границы, а круг — Неба, потому что он бескрайний.

У Малевича были и другие изображения креста, например, белый крест на белом фоне.

«Ра6оты Малевича периода первого — белое на 6елом — это очень сложно описать словами. Это живопись такого высокого класса, когда он пишетбелое <…>, — этот первичный вечный знак креста, который выделил из себя Дао белое. Вы стоите, замерев, вас знобит, потому что это живопись настоящая», — отмечала она в своей книге.

Покрас Лампас отложил восстановление «Супрематического креста» на неопределенный срок, сейчас он ездит в другие города по работе. На днях его пригласили в Новосибирск и Сланцы. 

«Так как произошел ряд событий, и восстановление приостановилось на время, с работой больше ничего не происходило. Там появилась пешеходная дорожка, чтобы людям было удобнее переходить дорогу», — сообщила Анна Клец, добавив, что пока нет точной информации, что будет дальше с арт-объектом и когда, что ведутся переговоры с Покрасом.

«Мы, пока художник переделывает эскиз, налаживаем диалоги в Екатеринбурге», — сказала Клец.

Дарья Евсеева

Автор статьи

Дарья Евсеева