Фото: коллаж "Пятый угол"
В распоряжении журналистов оказалось крайне интересное указание Департамента внутренней политики и развития местного самоуправления Тамбовской области, которым регламентируется новый порядок контроля за информацией, имеющей значение для региональных чиновников
В документе, который адресован главам городов и муниципальных районов области, указано, что все позитивные новости, который впоследствии будут размещены на внешних ресурсах, должны быть согласованы с соответствующим управлением аппарата главы региона. Кроме того, из муниципалитетов такие положительные новости на согласование должны поступать не реже раза в неделю. Особого внимания в областной администрации будут удостаиваться и те сведения, которые носят негативный характер или могут нести репутационные риски. Такие сообщения, прежде чем быть опубликованными, также должны пройти процедуру согласования. Это распоряжение подписано и.о. заместителя директора департамента А.И. Шевченко.
Подобное указание вряд ли можно объяснить чем-либо иным, кроме как попыткой региональных властей полностью подчинить своим интересам все информационные потоки, касающиеся важных событий, происходящих в области. Похожими методами прежде уже пробовал действовать бывший губернатор Тамбовской области Александр Никитин.
В частности, предпринимались попытки не предавать огласке инцидент с избиением местного активиста, который намеревался обратиться на «прямую линию» с Владимиром Путиным и пожаловаться на строительство очередного мусорного полигона вблизи от населённых пунктов. Однако скорая отставка Никитина с его поста, похоже, продемонстрировала, что стратегия замалчивания проблем и скандальных случаев не может считаться эффективной.
Впрочем, к сожалению, подобная практика далеко не уникальна и применяется во многих субъектах России. Закономерным является тот факт, что замалчивание важных для общества проблем не приводит к их решению и, более того, отрицательно сказывается на уровне доверия граждан к властям регионов. Это неоднократно было доказано судьбами других губернаторов, которые уходили в отставку из-за своей непопулярности. К примеру, можно вспомнить одновременный уход со своих должностей глав Архангельской области и Коми Игоря Орлова и Сергея Гапликова в 2020 году. Политологи, кстати, связывали их отставки не в последнюю очередь с протестами местных жителей из-за мусорных полигонов.
Однако в случае с новым тамбовским губернатором Максимом Егоровым вызывает сомнение причастность главы области к нынешним цензурным инициативам. Егоров совсем недавно высказывался категорически против сокрытия важной для людей информации и призывал чиновников быть ближе к народу, а не заниматься исключительно самопиаром. Начальник областного управления транспорта Альберт Чурилов и вовсе остался без служебной машины, вызвав недовольство нового губернатора из-за неудовлетворительного содержания дорожного хозяйства. Не похоже, чтобы новоназначенный глава области собирался столь грубо и топорно скрывать неугодные сведения и публиковать исключительно радужные материалы о ситуации в регионе.
Эксперты полагают, что причиной происходящего может являться попытка других влиятельных деятелей втянуть губернатора во внутриэлитные противоборства. Ведь Егоров в настоящее время является лишь одним из региональных центров силы, который якобы находится в сложных отношениях с другими крупными фигурами, в том числе с мэром Тамбова Максимом Косенковым и депутатом областного заксобрания Константином Черкасовым. Если такие предположения близки к правде, то для губернатора наилучшим выходом стала бы отмена данного сомнительного распоряжения его администрации. Куда более предпочтительной стала бы разработка современной мягкой стратегии работы с информацией и открытого диалога с прессой и обществом, чтобы не провоцировать обвинения в неприкрытой цензуре и желании скрыть от сограждан накопившиеся в регионе нерешённые проблемы.