2020 год выдался удивительным, небывалым, создавшим условия для приобретения совершенно нового опыта для всех. Путешественники — особые люди: для них закрытые границы, ограничения в визах и неработающие аэропорты явились жестким вызовом. Одновременно ограничения позволили рассмотреть, что находится за страстным желанием перемещаться по свету. Психотерапевт и туристка, посетившая 82 страны, Вероника Добрунина проанализировала ситуацию в группах путешественников в социальных сетях и поделилась мнением с изданием

«Как вы справляетесь без путешествий?» — такой вопрос она задала своим друзьям, попутчикам и единомышленникам. Попутно собеседница отметила, что в конце 2019 года она решила сделать небольшую паузу в своих поездках: «Короткие поездки уже надоели, а на длинные нет возможностей. А потом случилась эпидемия». Мнения путешественников, принявших участие в дискуссии, разделились примерно на три группы.

Одна часть респондентов чувствует себя вполне спокойно: люди уверены, что рано или поздно границы откроют, во время карантина они решали свои задачи, вскоре дойдет дело и до путешествий. Расчет идет на сентябрь, так как риск заражения еще есть. Пока удовлетворяют короткие поездки по окрестностям, пешие маршруты, походы на природу. Кто-то внезапно оценил красоту и привлекательность своей местности, даже не собирается куда-то уезжать летом. Если бы не карантин и ограничения, такого бы не случилось, потому как ранее многое вокруг просто не замечалось. После почти трехмесячного нахождения дома, даже выезд на дачу или в соседнюю деревню оказался событием, тем более что финансовые возможности у некоторых туристов резко снизились.   

Другая часть откликнувшихся на вопрос, как ни странно, даже не заметила строгих ограничений и продолжала поездки во время пандемии, соблюдая санитарно-гигиенические нормы. Речь идет, в основном, о регионах Юго-Восточной Азии. В таких странах, как Вьетнам, Таиланд, Камбоджа и другие, в феврале-марте еще не было строгих таможенных барьеров, и опытные путешественники находили способы летать внутренними рейсами или пересекать границы автостопом. Эти путешественники имеют постоянный доход от деятельности на фрилансе, и перемещения являются частью их профессионального имиджа.  

Третья группа путешественников из опроса Вероники Добруниной оказалась самой нетерпеливой и взволнованной. Эти люди ожидают 1 июля (даты открытия границ некоторых стран), как наступления Нового года. Их не пугает, что еще далеко не везде заработают гостиницы, пляжи, рестораны и музеи, а маску, например, в Сингапуре придется носить даже в 40-градусную жару: «Схожу с ума. Мне нужно срочно менять картинку!!!  Мой отпуск дома выглядит совсем печально». Мы путешествуем раз в каждые три месяца, и лето — это не просто поездка, а длительный трип с посещением нескольких стран. На лето были грандиозные планы, и теперь каждое утро плохое настроение».

Поскольку страны Евросоюза остановили выдачу виз для россиян, да и традиционная Турция также не спешит открыть границы для массового туризма, заядлые путешественники из России рассматривают в качестве объектов своего интереса в Европе безвизовые Черногорию, Сербию, Албанию. По данным туристических сайтов, в Сербию граждан РФ пускают без справок и прохождения 14-дневного карантина в обсерваторе. Из внутреннего туризма, по опросам, привлекательными остаются направления Крыма и курортов Краснодарского края, Алтая, озера Байкал, Карелии, Калининграда и Казани. Также российские туристы останавливают свои взоры на Узбекистане с его историческими достопримечательностями и комфортной недорогой Беларуси.

Вероника Добрунина, как эксперт в области туризма и психотерапевт, прокомментировала тенденции в настроениях и планах путешественников.

«Путешествия — это такой вид зависимости, недаром многие сейчас говорят о тяжелом переживании ограничений и пониженном эмоциональном тонусе из-за невозможности вырваться из дома. Многие туристы начинали свою биографию с покупки готового тура, а потом уже предпочитали самостоятельно выстраивать маршруты, приобретать авиабилеты и бронировать жилье. Так турист превращается в путешественника. Порой охота к перемене мест становится идеей фикс, манией, и каждые два-три месяца человека тянет в поездку. В последнее время у психологов и психиатров появился такой термин «трэвел-зависимость», когда дом становится лишь местом кратковременного отдыха и формирования новых маршрутов», — рассказала специалист изданию «Пятый угол».

Тяга к постоянной перемене мест, новым впечатлениям поощряется и за счет массового развития трэвел-блогов в социальных сетях.

«Это неплохо, — считает психотерапевт. — Но человек должен отдавать себе отчет, что, если он склонен вести кочевой образ жизни, маниакально путешествовать, то его что-то явно не устраивает в себе, в своем доме, семье и окружении. Не спорю, поездки помогают пережить внутреннюю трансформацию, открыть нечто новое в себе, приобрести опыт. Но слишком частные поездки словно уводят от реальности, от решения насущных дел. Думаю, пандемия показала, что иногда надо сказать «стоп» и задуматься о том, от чего и куда бежит человек, испытывающий жажду странствий».

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова