Иногда в кабинете психолога происходят неожиданные признания. Внутренний мир человека сложен и многогранен, и при «раскопках» той или иной темы могут возникнуть новые чувства, ощущения. Психолог когнитивно-поведенческого направления Артур Еремеенко поделился недавним кейсом из своей практики. Речь зашла о чувстве отвращения, которое испытывала к своей профессиональной деятельности его клиентка, руководитель подразделения крупного банка

Как рассказал специалист, женщина жаловалась на то, что ее буквально тошнит от «любимой работы». Она заставляет себя трудиться, так как в свое время приложила много усилий для продвижения по карьерной лестнице и теперь поздно отступать. Одновременно с этим она чувствует полное отсутствие интереса к своим обязанностям и перспективам дальнейшего роста. Психолог определил задачу: выяснить причину появившегося неприятного чувства и выбрать вместе с клиенткой тактику поведения. 

«Отвращение к своей деятельности – довольно частая причина обращений, хотя она не лежит на поверхности. Спутниками отвращения являются разочарование, обида на свой выбор, индифферентность, пониженные либидо и жизненный тонус. Подобно тому, как отвращение к какому-то продукту сигнализирует нам о том, что иммунная система организма яростно протестует, считая его вредным, точно также и психика может протестовать. Однако люди в текучке не замечают возникшее отвращение, уговаривают сами себя делать то, чего им совсем не хочется», — комментирует специалист. 

Он пояснил, что у каждого взрослого человека бывают хотя бы раз в жизни такие проекты, хобби или коммуникации с людьми, когда уже пропал интерес, нет желания продолжать, но не получается «соскочить»: «Иногда мы бессознательно переполняем себя информацией, общением с людьми, делами. Это, действительно, похоже на тошноту. Но мы игнорируем отвращение, не можем остановиться. Например, не можем из-за своей порядочности прервать навязчивого собеседника, отправить в «бан» злобного тролля в соцсети, завершить токсичные отношения». 

Психолог Еремеенко предлагает провести эксперимент — попробовать не подавлять своё отвращение. Далее он объясняет функцию этого странного чувства: «Оно возникает не зря, так как помогает защищать личные границы. Точнее сказать, оно возникает при слиянии в отношениях, при принуждении себя к чему-либо, при чрезмерном удовлетворении потребностей. Отвращение прямо указывает нам на то, чтобы мы прекратили делать то, что делаем. Также, подавляя отвращение, мы теряем способность к ощущению наших потребностей, перестаем их чувствовать. Поэтому, если вы заметили, что у вас исчез интерес или влечение к чему-либо, остановитесь и подумайте. Скорее всего, вы игнорируете отвращение, запрещаете себе эту эмоцию. Но, если запрещать эту эмоцию, то вы не сможете ощутить любопытство и интерес, тягу к другому объекту. Заглушая одно, вы ограничиваете доступ к жизненным проявлениям и к новым возможностям. Непризнанные и нереализованные чувства накапливаются, блокируются, а потом приводят к психосоматическим заболеваниям».

Тактика, которую собеседник «Пятого угла» рекомендовал своей клиентке, универсальна и подходит для разных ситуаций: «Важно всегда прислушиваться к себе, своим чувствам и желаниям, разрешить себе ощущать сопротивление чему-то, не подавлять его. Если отвращение возникает, у него есть причина. Позвольте этому быть, не принуждайте себя делать что-либо с отвращением». 

Специалист добавил, что через месяц сотрудница банка смогла убедить руководство в том, чтобы ее перевели на новое направление. По ее словам, не пришлось даже аргументировать свое намерение. После работы с психологом, сигнал отвращения был расшифрован и переформатирован на трансформацию рабочей деятельности.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова