Товарооборот России и Китая за первое полугодие нынешнего года вырос на 27,2% и достиг 80,7 млрд долларов

Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на данные Главного таможенного управления КНР. При этом, по данным за прошлый год объем взаимной торговли РФ и Китая достиг рекордных 146,9 млрд долларов с годовым ростом в почти 36%.

Одновременно отмечен и рост товарооборота между США и Китаем – на 12,7% за первое полугодие 2022 года (383,9 млрд долларов). В прошлом году объем внешней торговли Штатов и КНР составлял 755,6 млрд долларов. Иными словами, США во внешнеэкономических связях с Китаем обходят Россию примерно в пять раз.

В начале июня замминистра иностранных дел РФ Игорь Моргулов заявил, что уже в нынешнем году объем внешней торговли с КНР может достичь 200 млрд долларов.

«Экономическая политика КНР очень прагматична. Пекин не поддерживает или противостоит, а действует исключительно меркантильно. Хотя Китай не поддержал санкции против России, но он и не поддержал РФ. Рост товарооборота сейчас объясняется санкциями, а точнее негласной сделкой России, которую она предложила Китаю и Индии: покупать нашу нефть и другие экспортные продукты с большим дисконтом (25-30%), чем они и воспользовались. Но прагматизм китайцев состоит в том, что они соотносят свои выгоды от скидок на наши продукты, с потенциальным риском попасть под вторичные санкции», — высказал точку зрения кандидат экономических наук Константин Селянин.

По его словам, шансы РФ стать ведущим партнером КНР ничтожны из-за несопоставимости объемов экономик. Дело в том, что удельный вес российского ВВП в мировой экономике по данным Международного валютного фонда и Всемирного банка – это лишь 3%, а Китая – почти 19%. У США при этом почти 16% мирового ВВП.

«Я уверен, что при определенных обстоятельствах Россия может существенно увеличить свой товарооборот с Китаем, но заменить США – нет. А если Китай будет поставлен перед выбором (а такое вполне возможно) либо прекратить сотрудничество с нашей страной или сократить его, либо торговать с Америкой, то выбор очевиден: прагматичные китайцы, вполне вероятно, выберут США», — пояснил эксперт.

Он отметил, что Китай в гораздо меньшей степени зависит от России, чем Россия от Китая. Это в том числе касается и наших энергоресурсов. По мнению экономиста, если Китай будет вынужден отказаться от сотрудничества с РФ, он довольно легко сможет их заменить энергоресурсами из других стран.

Противоположной точки зрения придерживается кандидат экономических наук Михаил Беляев. Он согласен с тем, что Китай ведет исключительно самостоятельную и прагматичную линию, а Россия вряд ли сможет достичь уровня сотрудничества с КНР, сопоставимого по объемам с США. Однако, по мнению Беляева, Китай вряд ли откажется от сотрудничества с нашей страной. Причем именно по причине собственной самостоятельности и независимости от Запада.

По его словам, мир все больше разделяется на два экономических центра: Запад и Восток. Китай в первую очередь интересуют российские энергоресурсы, а Россию – китайская высокотехнологичная продукция, способная заменить западную (например, автомобили и IT).

«Мы должны понимать, что Китай будет наращивать позиции как самостоятельный игрок. На данном этапе он видит в нас равного партнера и в экономическом, в геополитическом плане. Запад не потеряет значение для КНР, но между Европой и Китаем находится Россия – и по сухопутному пути и особенно по Северному морскому пути. Поэтому такая геополитическая позиция дает нам основания быть уверенными, что Россия будет себя уверенно чувствовать в этих взаимоотношениях», — отметил Беляев.

По его мнению, взаимная торговля с КНР – это лишь один сегмент российско-китайских отношений. Куда более перспективным, по мнению экономиста, является наше сотрудничество в совместном освоении территорий Севера, а также Африки, например, совместной добычи там полезных ископаемых.

«Внешнеэкономическая деятельность – это не только товарная торговля, но и обмен капиталами. Думаю, что наше взаимовыгодное сотрудничество переместится больше в сферу вложений капиталов в предприятия за пределами стран. На каких это будет условиях, покажет время», — резюмировал Беляев.

О том, сможет ли китайский юань стать новым средством накопления для россиян ранее писало издание «Нос».

Андрей Мединский

Автор статьи

Андрей Мединский