В возрасте 45-50 лет люди начинают понемногу подводить промежуточные итоги своей жизни. Конечно, хочется поставить самому себе положительную оценку, хочется сказать, что все прошло неплохо, даже если впереди еще десятки лет. Семейный психолог Валентина Орлова поделилась наблюдением, с которым сталкиваются все чаще зрелые люди в отношениях с собственными детьми

«Взрослые дети начинают предъявлять претензии родителям. Молодые люди сейчас часто прибегают к услугам психологов, коучей, проходят тренинги личностного роста, слушают психологические вебинары и анализируют свои детские годы. Они узнают о природе чувств, эмоций, о роли родителей как важнейших людей в мире, об уважении и принятии. Появляются вопросы к старшему поколению: как вы вообще так могли, о чем вы думали, почему так делали? — делится эксперт. 

«Например, в 90-е годы мама уехала ради заработка в другой регион, оставив маленького сына на бабушку. Сейчас он говорит о травме брошенности и обвиняет мать в своей неудачной личной жизни. Или дочь обвиняет отца в том, что он смеялся над ее рисунками, а теперь она как художница испытывает творческий кризис. Кто здесь прав, рассудить сложно. Да, была тяжелая экономическая ситуация в стране. Папа в силу своего недостаточного образования не оценил ваш талант и т. д». 

Для того, чтобы принять эту (не всегда приятную) обратную связь от детей, психолог советует зрелым родителям предпринять несколько шагов: «Сначала необходимо признаться себе, что вы ошибались в воспитании. Это бывает очень сложно, но сделать обязательно надо. Только так можно изменить что-то в отношениях. Когда ребенку 5-6 лет, повлиять на него можно. Когда ему уже 30-35, и вы понимаете, что те или иные ошибки в воспитании могут привести к определенным результатам, вам становится не по себе. Самое трудное, что вы узнаете себя в нелицеприятном виде». 

Следующим шагом психолог предлагает принять существующее положение вещей, к примеру, плохие отношения с собственными детьми. Можно попробовать понять свою роль, свою ответственность в этом. 

Собеседница издания «Пятый угол» подчеркнула, что редкий зрелый или пожилой человек готов изменить свои взгляды, которых придерживался всю жизнь. «Вероятность извинений перед повзрослевшим ребенком или изменение линии поведения очень низка, конечно. Но это до тех пор, пока никто не доказал, что изменить все возможно. Таким человеком может стать психолог». 

Наконец, третьим шагом В.Орлова рекомендует обратиться к специалисту. Психотерапия поможет и в том случае, если обиженные дети годами не общаются со своими родителями: «Есть много техник и методов работы с психикой, которые помогут перенастроить коммуникативный канал между разными поколениями взрослых людей в одной семье. Некоторые из них действуют даже на расстоянии, как системные семейные расстановки по Хеллингеру. Есть еще полевые и трансперсональные практики». 

Что касается детей, которые испытали на себе ошибки воспитания и не могут простить их родителям, то здесь также есть свои приемы. Семейный психолог в беседе призывает детей принять во внимание особенности времени, в котором жили родители, их жизненные испытания. «Нельзя просто так осуждать родителей, каждый из них ковал свою судьбу в соответствии с установками, которые получил в своей собственной семье. Если их родители (в силу занятости, заботы о выживании) не могли выразить открыто им свою любовь, то точно также ваши папа, мама могли поступить и с вами – так работает семейный сценарий. Практически нет родителей, которые бы сказали, что они не любят своих детей. Но вот форма выражения этой любви разная. И поначалу работа с психологом может привести к обострению отношений с родителями. Но надо потерпеть, и затем всем будет легче», — предупредила специалист.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова