Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что вопрос о бенчмарке экспортной цены на российскую нефть стоит остро, ЦБ участвует в дискуссиях. На данный момент правительством РФ принято решение о сокращении добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки
Игорь Юшков — ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности считает, что решение о сокращении добычи нефти вызвано желанием России сбить размер дисконта и восстановить нормальные рыночные отношения.
«Некоторые могут трактовать заявление Новака как доказательство того, что Россия столкнулась с серьезными проблемами по экспорту нефти и нефтепродуктов, поэтому вынуждена идти на сокращение добычи углеводородов. Безусловно, сейчас есть определенные сложности, особенно по части реализации нефтепродуктов. Проблема может быть связана не только с покупателями, но, возможно, не хватает и судов для вывоза сырья», – сказал Игорь Юшков.
Тем не менее, по словам эксперта, ситуация под контролем, и решение правительства РФ о сокращении добычи нефти имеет другое объяснение.
«На протяжении уже двух месяцев на российскую нефть применяется потолок цен. Несмотря на это, спрос на нефть из РФ остается высоким. Решение властей сократить добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки вызвано попыткой «встряхнуть» рынок. Россия хочет продемонстрировать своим покупателям – Индии и Китаю, что для нее не является самоцелью вывоз объемов нефти, важнее – цена. Дело в том, что партнеры РФ стали воспринимать предоставленную им внушительную скидку как данность, которая будет доступна им всегда. Азиатские покупатели пытаются поставить перед Россией условие, что купят дополнительный объем углеводородов, если им увеличат размер скидки. Но Москве рентабельнее сократить добычу, тем самым, уменьшив размер дисконта. На это указывает и формулировка Новака о том, что сокращение добычи «будет способствовать восстановлению рыночных отношений», – сказал Игорь Юшков.
В тоже время среди экспертов существует мнение, что Китай и Индия могут снизить закупки российской нефти, если у них появится экономически привлекательная альтернатива.
При этом экономист, доцент РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что Россия может продолжить курс на сокращение добычи черного золота.
«Снижение добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки – довольно скромная цифра. Если Россия ограничится этим сокращением, то госбюджет не пострадает от снижения доходов. Другой вопрос, что есть вероятность дальнейшего сокращения добычи, поскольку перспективы перевода экспорта на альтернативные источники не видно. При этом сложнее всего обстоит ситуация с российскими нефтепродуктами. Многие азиатские покупатели, которые охотно приобретают российскую нефть, обладают собственными нефтеперерабатывающими производствами, поэтому мотивировать их приобретать российские нефтепродукты практически невозможно. Единственный вариант – большой дисконт, который лишит всякий экономический смысл продажи для российской стороны. С учетом того, что перспективы экспорта резко упали, ограничиться 500 тыс. баррелей – будет большой удачей для нас. Но весьма вероятно, что спустя один или два месяца эта цифра будет несколько ухудшена», – заключил Сергей Хестанов.