13 января 2021 16:00
557
Психотерапевт рассказал, для чего используют антидепрессанты

Фото: Пятый угол/ Алёна Черепкова

Общество

Бытует несколько мифов о лекарственных препаратах, применяемых для лечения депрессивных состояний. Например, считается, что их якобы легко приобрести в аптеке без рецепта, они вызывают увеличение веса, приводят к зависимости, делают человека неэмоциональным и бесчувственным. Психотерапевт Константин Твердохлебов рассказал изданию «Пятый угол», что является истинным фактом в применении антидепрессантов и какова их функция

«Как видно из названия, антидепрессанты – препараты, помогающие в лечении депрессии. Их задача – помочь сбалансировать в мозге нейротрансмиттеры, от которых зависит настроение и эмоциональный фон человека. Есть доказанная наукой версия, что депрессия может возникнуть на фоне биохимической недостаточности этих веществ в организме, — уточняет собеседник. — Антидепрессанты дают пациенту передышку, во время которой он может начать действовать с целью улучшения своего здоровья. В среднем требуется около месяца приема, чтобы человек начал чувствовать первые улучшения. И самое важное — к медикаментозной терапии настоятельно требуется прибегать лишь в том случае, если другие виды терапии оказались неэффективными». 

По словам психотерапевта, есть классификация депрессивных состояний – от легких форм до тяжелых. Соответственно, для каждого вида предназначены свои лекарственные средства, которые должны учитывать анамнез, общее состояние организма и сопутствующие заболевания, особенно хронические. Конечно, они должны сочетаться с другими принимаемыми лекарствами. Иногда антидепрессанты используют для лечения не только депрессий. Их привлекают в качестве дополнения к терапии при панических атаках, невропатиях, энурезе, бессоннице, булимии, различных зависимостях. Только врач может оценить риск «побочки» для конкретного пациента, рассчитать дозу, поэтому лучше приходить в аптеку с рецептом. 

«Например, депрессивно-тоскливые или депрессивно-тревожные состояния лечатся с помощью седативных или сбалансированных антидепрессантов, а апатические — с помощью стимулирующих препаратов. Правда здесь следует исключить риск суицидальных мыслей. Есть смысл применять антидепрессанты при различных формах ипохондрий, психосоматических заболеваний и сенестопатий. Так называют тягостные неприятные ощущения от жизни, душевные переживания, не имеющие каких-либо объективных причин», — пояснил Константин Твердохлебов.

Специалист добавил, что психотерапевт, согласно своей профессиональной компетенции, имеет право лечить только легкие и некоторые умеренные формы депрессивных расстройств, выписывать соответствующие рецепты. Для лечения тяжелых депрессивных расстройств следует обращаться к психиатру. В психиатрии есть свой набор медикаментозных средств, включая сильные антипсихотики и антидепрессанты, которые как раз дают немало побочных эффектов.

Что касается психотерапевтической практики, здесь средства направлены на восстановление работоспособности, жизненной активности и повышения настроения человека, прежде всего. Хорошо зарекомендовали себя современные селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, утверждает собеседник. Но есть свои тонкости, отметил собеседник издания.

«Разные препараты оказывают разное воздействие на каждого человека. Кроме того, вследствие их применения также могут возникать побочные эффекты. Однако они временны, и здесь речь не идет о таких физиологических проявлениях, как нарушение веса или выпадение волос. Приблизительно треть пациентов, действительно, испытывают синдром отмены после прекращения применения. Это значит, что по завершению курса приема антидепрессантов, депрессия может вернуться. К сожалению, в изучении данного состояния не все до конца изучено, исследования ученых, психиатров и клинических фармацевтов продолжаются», — отметил психотерапевт. 

На его взгляд, синдром отмены наступает и в том случае, если вопросы, провоцирующие депрессию, так и не были решены. Именно поэтому наиболее эффективными эти препараты оказываются в сочетании с психотерапией.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова