06 марта 2021 10:53
413
Психотерапевт Добрунина описала параметры душевной боли

Фото: Пятый угол | Алёна Черепкова

Общество

Природа душевной боли непроста, сопоставима с физическим страданием, особенно если речь идет о боли потери, говорит психотерапевт Вероника Добрунина. В беседе с корреспондентом издания «Пятый угол» она рассказала, как специалисты исследовали эту область, а затем описали через наблюдения на аппаратуре

Представления о страданиях души человека восходят еще к древнегреческим временам: Аристотель упоминает об этом в своих трактатах. Впервые теоретически подробно разобрал боль души «отец» психоанализа Фрейд. В своей работе «Печаль и меланхолия» он рассмотрел боль от утраты близкого как особое состояние психики и отделил ее от депрессии. Психоаналитик полагал, что в момент душевной боли человек проделывает большую внутреннюю работу, после завершения которой он может вернуть прежнюю работоспособность, даже снова стать счастливым. То есть, душевная боль рассматривалась как процесс проживания эмоций с избавлением в итоге. 

Затем во время второй мировой войны появилось исследование Э. Линдеманна с обобщением его клинических наблюдений. Американский социальный психолог, рассказывает В. Добрунина, проделал большой труд. Он изучил реакции тысячи людей в состоянии горя, сделал их описание, первым определил стадии переживания. Появились новые выводы: во-первых, Линдеманн уточнил, что душевная боль всегда сопровождается симптомами соматического характера; во-вторых, это состояние может появляться в виде мгновенной реакции на событие, и может быть отложенным по времени, выражаться бурно, чрезмерно либо подавляться. 

Далее специалисты дополняли представления о боли души, опираясь, в основном, на учение Фрейда. По мнению собеседницы «Пятого угла», в 70-х годах появились детальные описания физиологической симптоматики, относящиеся к страданию нефизического порядка. В начале XXI века В. Ворден выявил это в процессе обследования своих клиентов. Это симптомы: боль за грудиной, нехватка дыхания, поверхностное дыхание, сухость во рту, тянущие боли в животе, чувство сжатия, мышечная слабость, недостаток физических сил, раздражение от шума или яркого света. «До сих пор психотерапевты считают его работы классикой жанра, а внимательные врачи в поликлиниках стараются направить пациентов с затрудненным диагнозом, неясной этиологией заболеваний к нам», — пояснила эксперт. 

Специалист упоминает тот факт, что в 2009 году американские исследователи доказали, что «боль души» равнозначна боли, испытываемой телом. В серии экспериментов через функциональный МРТ-аппарат они зафиксировали: при сообщениях о травмирующих ситуациях у испытуемых наблюдалась активация зон лимбической системы мозга, отвечающих за регуляцию внутренних органов, эмоции, внимание, память, режим сна и бодрствования, обоняние. Все эти внутренние ресурсы и функции организма подвергались воздействию, близкому стрессовому. После этого открытия в научном сообществе изменилось отношение к психологии и психотерапии, в целом. Было признано, что душевная боль, страдание – не только вполне осязаемые, но и измеряемые величины, которые требуют внимания и исцеления. 

«При работе с запросом от пациента «душа болит» используется много терапевтических инструментов. Большинство психотерапевтов придерживаются модели Э. Кюблер-Росс, которая описала психологические стадии горевания – отрицание, гнев, переговоры, депрессию, принятие. Используя эти знания, специалист проводит терапевтические сессии, назначает фармпрепараты. Однако большое значение уделяется особенностям индивидуальных реакций человека, связью его переживаний с семейными сценариями, социальной ролью, культурным контекстом. Душевная боль сейчас рассматривается как персональный опыт, который проходит каждая личность», — отметила В. Добрунина.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова