Шокирующая история с убийством и расчленением бывшей студентки СПбГУ своим преподавателем Олегом Соколовым обрастает новыми подробностями. Трагедия вскрыла немало болезненных, но при этом замалчиваемых тем

То, что такие личности, как историк Соколов, могут находиться рядом с каждым из нас, и их не мало, — как раз одна из них. Мы попросили профессионального психолога не только дать оценку психологической составляющей произошедшей трагедии и ее участникам, но и рассказать, как распознать рядом с собой подобную угрозу.

«Психопатия — это все же определенное расстройство личности. Сами психопаты себя больными не считают. Наоборот, ощущают себя уверенно и убеждены в собственной эмоциональной стабильности, — говорит психолог Юлия Чех. — Такой тип людей очень легко входит в доверие. Они умелые манипуляторы, умеют не просто привлечь внимание, а произвести впечатление, нередко обладают высоким уровнем интеллекта. Но у них существует проблема с эмоциями. В погоне за тем, чтобы испытать их, такие люди пускаются во все тяжкие. Нередко это приводит к проблемам с законом».

Согласно списку Хаера, существует ряд признаков, которые именно в совокупности свидетельствуют о том, что человек обладает явными психопатическими чертами. Это:
1. Беззаботность и умение производить впечатление.

2. Завышенная самооценка.

3. Отсутствие чувства вины.

4. Черствость и отсутствие эмпатии.

5. Патологическая ложь.

6. Хитрость и склонность к манипуляциям.

7. Эмоциональная отзывчивость, лишенная глубины.

8. Импульсивность.

9. Неумение контролировать собственное поведение.

10. Необходимость во внешней стимуляции.

11. Безответственность.

12. Проблемы с поведением, начавшиеся еще в детстве.

13. Антисоциальное поведение во взрослом возрасте.

14. Паразитическое существование.

15. Сексуальная распущенность.

16. Отсутствие долговременных целей.

17. Неспособность принять ответственность за свои действия.

18. Преступность в несовершеннолетнем возрасте.

19. Отмена условного освобождения.

20. Преступные наклонности.

По словам эксперта, такие люди любят играть на чужих слабостях, бить по больным местам, они мастера прежде всего насилия психологического, хотя и физическое воздействие также не исключается.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что историк Соколов всегда выбирал себе в возлюбленные девушек не просто гораздо младше себя, а именно кротких. Об этом в своем недавнем интервью газете «Московский комсомолец» рассказала близкая знакомая доцента. «Соколов других не выбирал. Все его дамы полностью находились под его властью. Если девушка начинала проявлять характер и взрослеть, он с такой расставался и искал следующую. Считал, что своенравные дамы не вписывались в его мировоззрение», — рассказала женщина. Такая философия полностью укладывается в схему воздействия и психологию психопата-манипулятора.

В своей книге по психопатии писатель Томас Эриксон открыто говорит о том, что «огромное количество психопатов занимает руководящие посты в правительстве многих стран и, без сомнения, в высших чинах армии. Статус и сила невероятно важны для психопатов». Такая власть в университете была и у историка Олега Соколова, которой не стеснялся не просто ею пользоваться, но и злоупотреблять особенно в отношении со студентками.

По мнению Юлии Чех, не зная ситуации изнутри, трудно сказать, была ли убитая Настя Ещенко по-настоящему влюблена в своего научного руководителя, либо это было преклонение и пиетет перед его личностью, знаниями, возможностями?

«В том, что девушка пошла на такие отношения, безусловно, сыграла роль ее заниженная самооценка, неумение разобраться в собственных чувствах и синдром отличницы. Когда хочется быть лучшей, и есть человек, который дает такую возможность, и неважно какую плату он за это потребует», — резюмирует психолог.

«Что касается самого Соколова, то ни о каком состоянии аффекта, на котором сейчас строится защита, речи идти не может, — заключает эксперт. В состоянии аффекта не расчленяют тело, не избавляются от останков и улик спустя время. С ним еще будут работать криминальные психологи, которые вынесут окончательный вердикт».

К сожалению, девочку уже не вернуть, но, как считает Юлия Чех, очень важно поднимать тему насилия, которое скрывается и замалчивается, и не только в семье, но и в профессиональной среде. Вопрос этики в части взаимоотношений преподавателей и студентов, явно выходящих за рамки учебного процесса, еще одна скользкая тема, которую у нас не любят будоражить.

«Сейчас надо в принципе говорить о том, что в нашем обществе допускаются связи со студентками, все об этом знают и поощряют», — считает психолог.
По этому поводу в негативном ключе уже высказался ряд медийных персон, в их числе радиоведущий Сергей Стиллавин. «После питерского злодейства пошли разговоры о допустимости сексуальных контактов между студентами и профессурой. С одной стороны, девочка 20+ сама вольнá выбирать себе мужчину, однако поведение старого кобеля ставит вопрос перед нашим обществом: мы докатились до того, что не в состоянии поставить на место откровенного развратника, который воспользовался служебным положением? Почему все снисходительно глядели на эту открытую пару в университете? Потому что Соколов был звездой? Потому что он стал голограммой Наполеона и мелькал в телеке?» — не скрывая эмоций, написал в своем блоге журналист.

Как считает психолог Юлия Чех, жертва в отношении с психопатом не всегда осознает, что она жертва. Поэтому крайне важна психологическая грамотность, понимание, что ты находишься в состоянии опасности, постоянного давления и стресса.

«Необходимо развивать, в том числе, и свой эмоциональный интеллект. Адекватно оценивать общение с тем или иным человеком, чувствовать манипуляцию, внимательно прислушиваться к своим внутренним ощущениям по отношению к окружающим. Посмотреть, есть люди вокруг, которые попали в подобную ситуацию, и попытаться им помочь», — подводит итог специалист.

 

Вера Таран

Автор статьи

Вера Таран