Третью неделю «Первый канал» показывает сериал о психологе и его клиентах с названием «Триггер». Сегодня это слово не знает только ленивый. Триггер — спусковой крючок или элемент, который приводит в действие некую систему. Для сравнения можно представить оружие, например, пистолет. Звук выстрела слышно в тот момент, когда срабатывает спусковой механизм. Происходит некое активное действие, после чего ситуация кардинально меняется. Триггер и есть нажатый крючок, «волшебный пендель», который все так ищут
Психолог, бизнес-тренер и основатель клуба «Путь к себе. Живи осознанно» Наталья Лукина делится впечатлением: «На меня, как на психолога, обрушилась лавина звонков, сообщений, писем с вопросами: действительно ли психолог может себя так вести, могу ли я так поступать, это точно поможет? И недавно ко мне обратилась мама подростка с просьбой что-то сделать, так как традиционные методы уже не работают. Она сама является для ребенка триггером и просто не понимает, как быть».
Часто в психологии понятие «триггер» рассматривают по аналогии с неким тумблером. Именно он «переключает» мысли человека, после чего он совершает неосознанные действия, сам не понимая, почему сейчас у него такая реакция на слова, на определенного человека или цвет, запах, вкус, предмет. Эксперт называет такие реакции «автопилотом» и поясняет: «Триггер вас не тронет, не навредит вашему телу и мозгу, но он способен вызывать в вас различные переживания и реакции, которые закрепились в голове и теле, как опыт прошлого. Эти реакции могут быть как очень сильные, так и легко преодолимые».
Что может переключить этот тумблер? И может ли человек как-то с этим тумблером взаимодействовать и не переключать его? Такими «переключателями» могут стать совершенно любые сигналы мозгу: вкусовые слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные.
Психолог приводит пример. Молодой человек, проживший свое детство с постоянными уколами до трех раз в день — у него врожденный порок сердца, при виде шприца потеет, его ягодичные мышцы непроизвольно напрягаются, внутри поднимается чувство беспокойства, на лбу выступает пот. И первое его желание — убежать. Хотя он просто видит шприц в аптеке. Триггер может вызвать эмоциональную реакцию еще до того, как человек поймет, в чем дело, почему вдруг ему захотелось убежать или засмеяться.
Психолог советует: «Важно научиться контролировать свои состояния, отслеживать закономерность определенных реакций, эмоций, ощущений. Если зафиксировать свою реакцию на слова, человека, цвет, запах, вкус, предмет, «автопилот» постепенно сойдет на нет. Или его можно перезаписать». Рассуждая на тему особых методов в психотерапии, показанных в каждой серии, Наталья Лукина отмечает плюсы и минусы. «Это же фильм, художественное произведение, где обязательно будет гипербола, преувеличение для красивого и захватывающего сюжета. С другой стороны, надо отдать должное сценаристам и консультанту фильма, так как сериал основан на реальной практике психолога, и в работе с клиентами используется провокативная психотерапия».
В своей работе психолог, опираясь на этические нормы, не может следить за клиентом или самостоятельно искать возможности помочь тому, кто и не просил. Вряд ли кто-то из практикующих коллег станет поджигать сараи или устраивать беспорядок в торговом центре.
«Но кто знает, может в реальной практике и бывает такое? Вопрос в том, насколько это отвечает нормам морали и безопасности клиента, — считает психолог Лукина. — Лично я не провожу такие опыты, но порой работаю в провокативной психотерапии. Например, я соглашаюсь, что у клиента жизнь «отстой», что все вокруг только и стараются навредить. И довожу эту ситуацию до абсурда! Что сделалось смешным, не может стать опасным. Это один из приемов провокативной психотерапии».
Создателем направления считается Френк Фарелли, американский психотерапевт, автор книг и публикаций. Метод Фарелли прост и эффективен, ведь провокация — способ достичь результата. С помощью этого метода специалист может моделировать рискованные ситуации, где клиент эмоционально «оголяется» — снимаются все маски и отступают защитные функции психики. В ход идут ирония, оскорбления, провокации на яркие эмоции. После таких встрясок наблюдается стабильное улучшение, которого не получилось добиться другими методами. Провокация в качестве средства психологического воздействия выполняет функцию катализатора реакции развития человека в направлении исцеления.
Главный герой сериала Артем Стрельников работает исключительно такими методами. Зрители отмечают, что сюжетная линия и личные истории клиентов захватывают внимание. Мнения специалистов в оценке сериала разделяются, но важно, что тема актуальна в общественном сознании. «Помните, с чего начинается сериал? — уточняет психолог. — Главный герой выходит из тюрьмы, где он сидел по обвинению в доведении клиента до самоубийства. И этим все сказано! Хотя…»