«Если в доковидную эпоху эскапистами или дауншифтерами называли тех, кто уезжал из зимней Москвы на Гоа или в Таиланд, то теперь акцент сместился. Эскапизм (от англ. escape – убегать, покидать) означает в более широком смысле бегство от реальности. Пандемия посадила всех по домам, но особое состояние психики осталось, даже проявилось ярче, — считает психолог Владимир Федоров. — Возможно, вы сталкивались с людьми, у которых эскапизм явно выражен, даже если ранее не знали, как это называется»
Эксперт рассказал, что несколько сот лет назад об эскапизме не упоминалось вообще – в традиционных обществах уйти от реальности было просто некуда. При этом изгнание из общества считалось тяжким наказанием, ведь человек мог не выжить за пределами полиса или деревни, а для вхождения в новое общество надо было пройти испытания, инициации. Сейчас, по мнению психолога, нахождение в обществе и выполнение какой-либо социальной функции уже не является обязательным условием выживания. Интернет также дает невиданные возможности для тех, кто стремится убежать от реальности. Но когда молодые люди, а иногда и вполне взрослые мужчины уходят в мир компьютерных игр, и это заменяет им учебу, работу, семью, то мы сталкиваемся с негативным проявлением эскапизма.
Эскапизм – довольно опасное состояние, уверен собеседник «Пятого угла»: «Например, девушка видит себя звездой соцсетей, делает дорогостоящую фотосессию в пятизвездочном отеле, снимает видео за рулем «Мерседеса», а сама проживает в съемной студии на окраине, имеет невыплаченные кредиты, 10 кг лишнего веса и незаконченное высшее образование. Она не торопится при этом как-то преуспеть в реальности, закончить вуз, найти работу или улучшить внешность без фотошопа. Другой пример. Молодой мужчина представляет себя альфа-самцом, с легкостью завязывает знакомства на сайтах, в виртуальном общении подчеркивает свою брутальность, но не спешит знакомиться в реальности из-за комплексов. Он боится женщин, однако не хочет ничего менять – пойти в спортзал и подкачать мышцы, найти подругу, вступить в отношения».
По словам психолога, процесс погружения в эскапизм часто бывает таким: «Человек уходит в вымышленную реальность, а значит, не живет в настоящей. Он утрачивает навыки общения и устойчивость к стрессам, не совершенствуется, теряет социальные связи. Постепенно наступает провал по всем направлениям – учеба, карьера, семья. Все это понижает его статус в реальной жизни и провоцирует еще больший уход в эскапизм. Далее будет хуже – неврозы, депрессии, иногда доходит до суицида».
Владимир Федоров тем не менее, считает, что каждый человек бывает подвержен эскапизму. Многим приходилось прокручивать в голове ситуации, в которых они в гораздо лучшем положении, чем в реальной жизни. Иногда «подтягивание» себя к идеалу бывает полезным занятием, особенно если при этом делать какие-то действия, приближающие к мечте, жить не иллюзиями и ложными надеждами, а реальной жизнью с ее вызовами.
«Лучший метод – это делать реальные шаги в направлении идеала. Если их не делать, жизнь останется прежней, никогда не заиграет яркими красками. Мечтаешь о финансовом успехе – осваивай что-то новое, совершенствуйся или хотя бы пройди курс инвестиционной грамотности. Хочешь стать популярной личностью и заводить новые знакомства, научись предлагать людям нечто полезное, помогай словом и делом».
Специалист также отметил, что в тяжелых случаях, когда речь идет об игровой зависимости, о застревании в виртуальной реальности, помощь психолога, психотерапевта необходима. «Реальный мир удивителен и дает нам массу возможностей. Не стоит убегать от него, гораздо правильней идти навстречу мечте через действия. Не находите отдушину в эскапизме, представляя себя тем, кем хотелось бы стать. Как говорил Козьма Прутков, «хочешь быть счастливым, будь им», — подчеркнул эксперт.