В последнее время в СМИ чаще стали появляться сообщения о том, что лето 2020 года у многих проходит в непростой психологической обстановке. Весенняя самоизоляция высветила ряд личных, семейных проблем, а выход из нее у отдельных людей даже углубил их. Зарубежные психотерапевты фиксируют увеличение доли диагнозов «депрессия», у отечественных специалистов пока нет подтверждений, зато появился термин «синдром постковидного лета». Клинический психолог Наталья Троицкая рассказала о мерах, предупреждающих появление летней депрессии, и о том, как близкие могут помочь в этом

«Известный русский психиатр Владимир Бехтерев говорил, что отдых возможен там, где есть развлечение, нет ответственности и конкуренции. Если вы можете себе позволить это в разных сферах своей жизни, то вы в меньшей степени подвержены психическим расстройствам, включая депрессию, — говорит специалист. — У депрессии много причин, и, как говорят мои коллеги, «много лиц», проявлений. Это комплекс биологических, социальных и психологических факторов, при этом влияние генетики играет не последнюю роль. Если вы знаете, что кто-то из родственников или предков страдал депрессией, расстройствами психики, вероятность подобного диагноза у вас вырастает. На генетику мы повлиять никак не можем, это дано. Но есть другие вещи, которые мы можем осознавать, контролировать и исцелять».

Наталья Троицкая определяет симптомы депрессии: подавленное настроение, апатия, нежелание что-либо делать, физическая усталость, бессилие, бессонница или тревожный сон, потеря интереса к жизни, недовольство собой, своей внешностью, отсутствие уверенности, самоуважения, обесценивание достижений. Самоизоляция, социальное дистанцирование и ограничивающие меры для предотвращения пандемии, могли запустить механизм депрессии у тех, кто ранее был к ней склонен.

«Сильный стресс — от страха заболеть, от нагнетания паники в социуме, потери работы, от нехватки денег и от непонимания в семье — также мог спровоцировать депрессию, выявленную впервые. После самоизоляции обращаются люди с депрессивными симптомами, мы их исследуем, проводим терапевтические сессии. Кто-то справляется сам после одной консультации. В более тяжелых случаях для постановки точного диагноза мы направляем к психиатру, так как это уже предполагает и терапию, и специальное медикаментозное лечение», — уточняет психолог.

По словам Натальи Троицкой, предотвратить развертывание клинической картины депрессии поможет, прежде всего, соблюдения здорового образа жизни. Полноценное питание, хороший сон, активность, свежий воздух, вода, длинный световой день летом помогут справиться с начальными симптомами. Следующим этапом идет навык отслеживания и проживания собственных чувств, работа с ментальными установками. Здесь уже без психолога не обойтись: «Представление о жизни, которое сформировалось на основе какого-то негативного опыта, где «я неудачник», «я ни на что не способен» может стать доминирующим в вашем сознании, вы можете много лет жить с ним. Необходим специалист, который обнаружит причину таких установок, проведет работу «над ошибками», расширит видение».

«Мало кто умеет хвалить себя и поддерживать искренне, зато многие умеют гнобить и признавать свою никчемность. Часто человек думает, что если у него был провал, то значит, что уже все плохо. Мне приходится выслушивать много историй, в которых люди годами угнетают сами свою психику, «грузятся» переживаниями и живут под гнетом негативных установок. Принять себя, свой опыт и осознать, что без ошибок не бывает жизни необходимо и тогда, когда депрессия с вами уже случилась», — поясняет психолог.

Если рядом нет близких поддерживающих людей, шансы на быстрое выздоровление убывают. Наталья Троицкая советует родственникам людей, находящихся в депрессии, отнестись с пониманием к их состоянию и лечению: «Человеку с депрессией кажется, что все от него чего-то хотят, а он ничего не может дать, потому что нет ни сил, ни желания. Сначала близкие ничего не понимают: злятся, пытаются заставить что-то делать, мотивируют, подстегивают, берут «на слабо». Если человек отдаляется, родственники могут обижаться или чувствовать себя виноватыми. Самое главное, несмотря на разные негативные проявления характера заболевшего, оставаться с ним в контакте, не давать советов типа «ты справишься». В диалоге надо говорить за себя, например, «мне жаль, когда ты так реагируешь, ведь я хочу помочь» и т.д.».

В любом случае, как отметила Троицкая, лечение депрессии — длительный процесс, который и заболевший, и его близкие проходят не безболезненно.

«Но при поддержке и понимании можно пройти его быстрее, не проваливаясь в боль и отчаяние. И лучше всего обратиться к специалистам», — подчеркнула психолог.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова