Фото: "Пятый угол"
На российском рынке труда вкупе с набирающим обороты так называемым quiet quitting («тихим увольнением») все чаще встречается синдром «тихого ухода». Что говорят психологи о последствиях такого «погружения в себя». В ситуации разбирался «Пятый угол»
Все началось с пандемии коронавируса, когда по стране прокатилась волна увольнений, некоторые предприятия перевели часть сотрудников на дистанционную работу.
Елена Гаранина, психолог медицинского центра ДВФУ, кандидат социологических наук:
«В период пандемии изменился сам формат работы очень многих людей, которые перешли на удаленку. При этом, у человека с высокой степенью ответственности дом перестал быть местом отдыха и превратился в место работы. Далеко не все оказались к такому готовы. Большинство людей все больше погружаются в состояния напряжения и неудовлетворенности, которые принимают хроническую форму. При этом, возможность релаксации, восстановления сил снизились. Все это приводит к состоянию, которое психологи характеризуют как эмоциональное выгорание. Это когда человек чувствует себя опустошенным, у него нет сил и мотивации работать, отсутствует энергия к какой-либо продуктивности. В итоге работа для человека становится повинностью, которою необходимо выполнять, но без всякого энтузиазма. Это и есть состояние «тихого ухода»».
По словам Гараниной, люди, погруженные в это состояние, продолжают выполнять свои обязанности, но только в минимальных объемах, ни к чему не стремятся, ничего не требуют. «Тихий уход» — это словно погружение в себя, способ оградиться от всего негативного. А еще это может стать попыткой человека защитить свое психическое и физическое здоровье в токсичной рабочей среде», — поясняет психолог. — «Тихий уход» характеризуется потерей эмоциональных и физических сил человека, когда он пытается перераспределить свои ресурсы и сделать более комфортным свое существование, потому что в какой-то момент понимает, что активный рабочий режим для него невозможен, но и увольняться для него не выход».
Как правило, свои проблемы сотрудники руководству не озвучивают, а просто по факту начинают работать меньше, говорит специалист: «Здесь нужно понимать причину происходящего: осознанный ли это шаг человека или бессознательный. В первом случае, снижая концентрацию внимания на рабочих процессах, сотрудник сознательно переключается на другие сферы – отдых, семью, собственное здоровье и так далее. Он понимает, что ему необходимо восстановить силы. А во втором случае, человек испытывает эмоциональное выгорание, когда ему просто все равно. Вот это состояние опасно и может привести к затяжной депрессии».
Специалисты отмечают, что «тихий уход» в наибольшей степени сегодня распространен в Европе, но в России пока не стал массовым явлением. Однако, в нашей стране широко распространяется другой «тренд» — превалирует и набирает обороты так называемое «тихое увольнение».
«Это довольно давняя практика, — поясняет Елена Гаранина. — Руководители сотрудника открыто не пытаются уволить, но создают такие условия, чтобы человек ушел сам. Например, ему не повышают зарплату, перестают выплачивать премии, какие-то интересные проекты или задачи поручают другим сотрудникам, да и просто – обходят его в части приглашения на корпоративные мероприятия. То есть, предпринимают действия, чтобы человеку было максимально некомфортно, и он добровольно написал заявление об увольнении».
Что касается мотивации подобного поведения у отечественных работодателей, она связана с отсутствием желания нести расходы при увольнении сотрудника по закону.
«Часто причина «тихого увольнения» кроется в неумении и нежелании работодателя разобраться в конкретных проблемах конкретного сотрудника. По сути, всегда есть способ его мотивировать, грамотно на него воздействовать. Но в большинстве случаев, все упрощается до увольнения. А как уволить безболезненно для компании? Создать невыносимые условия человеку», — поясняет Гаранина.
Согласно статье 180 Трудового кодекса «Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации» ТК РФ, работодатель обязан выплатить человеку, попавшему под сокращение, выходное пособие, а также в течение двух месяцев после увольнения перечислять средний месячный заработок. Но далеко не все организации готовы нести такие расходы, особенно в условиях, когда прибыль компании сокращается, говорит специалист.
«Это экономный способ избавится от неугодного сотрудника в условиях кризиса и дефицита финансов. Чтобы не выяснять проблему открыто, проще не увольнять людей, а подвести их к увольнению, то есть, с минимальным затратами для предприятия избавиться от неугодного сотрудника, создавая для него искусственно некомфортные условия труда», — добавила психолог.
При этом, Елена Гаранина не исключает, что с учетом непростой экономической ситуации в перспективе такая тенденция будет набирать обороты.
Ранее клинический психолог, основатель академии Trietta Валерий Ивановский рассказал, как бороться с эмоциональным выгоранием.