Департамент образования и науки г. Москвы сообщил, что 15 мая ученикам московских школ выставят промежуточные и итоговые оценки за 2019-2020 учебный год. С 18 мая учеба продолжится в режиме свободного посещения онлайн-занятий. На сайте Департамента разъясняют, что уроки будут проводиться в режиме консультаций по желанию родителей и учеников без домашних заданий и выставления оценок. Выпускные классы в это время будут готовиться к сдаче экзаменов

Кандидат психологических наук, завуч одной из московских школ Гелена Ховрина поделилась своим мнением по поводу того, какие последствия могут быть у школьников, переживших режим самоизоляции и дистанционного обучения в этом году.

«У самоизоляции есть две стороны — хорошая и плохая, и последствия могут быть разные, — рассказала изданию «Пятый угол» психолог. — Хорошо, что сейчас происходит переоценка ценностей. Начинаем ценить то, что не ценили, понимать, что жизнь — субстанция хрупкая, и все в одночасье может поменяться, а привычные вещи не постоянны. В интернете появились ролики о том, как дети хотят учиться в школе, а не дома, как они рады живому общению с одноклассниками и учителями. Надеемся, что жизнь детей к осени из виртуального мира вернётся в реальный».

Во-первых, в условиях самоизоляции ребёнок сталкивается с проблемой растянутого времени в ограниченном пространстве.

«Пока есть дистанционные занятия время условно делится на школьное и нешкольное, но эта граница существует либо в головах у взрослых, которые контролируют процесс обучения или у тех школьников, для кого обучение является зоной их личной ответственности», — поясняет Гелена Ховрина. — При отсутствии внутреннего или внешнего контроля есть риск сорваться в пространство жизни без времени, что приводит, прежде всего, к нарушению сна. Ребёнок сбивается с привычного времени, засиживается до глубокой ночи в соцсетях или за компьютерными играми, а потом спит до обеда, начинает путать день с ночью».

Более обстоятельно эту тему в будущем осветят психофизиологи, психотерапевты, но очевидно, что после длительного нарушения сна и бодрствования ребенку школьного возраста будет трудно перестраиваться и жить по режиму.

Мнение психолога: «Из-за отсутствия сна в ночное время нарушается выработка гормонов — серотонина, дофамина, адреналина. Снижается концентрация внимания, уменьшается потребность в активности, ухудшается настроение, школьник чувствует усталость и разбитость, его все раздражает».  

Во-вторых, специалист отмечает такое важное негативное последствие, как потерю контакта с окружающими близкими людьми.

«Формируется привычка жить в семье и без семьи, — констатирует психолог. — Жить «в семье»  значит, что кто-то должен удовлетворять мои естественные потребности в пище, жилище, безопасности, а «без семьи» — это установки типа «не надо лезть в мою жизнь, сам с ней разберусь» или «если вам что-то надо от меня, то вы и без меня хорошо справитесь». Таким образом, рушатся привычные связи».

«Мы все существуем в одном пространстве, все про всех знаем, но при этом живём каждый своей жизнью. Предмет общения растворяется, исчезает из нашей повседневной семейной жизни. Ребёнок привыкает жить рядом со взрослыми без общения. Нахождение в одном ограниченном пространстве может сформировать привычку не воспринимать другого человека как субъект, как личность. Всё окружающее превращается в объекты движущиеся, раздражающие, напрягающие, что приводит к накоплению негативного отношения к близким людям», — такой взгляд на ситуацию предлагает Гелена Ховрина.   

В-третьих, в условиях самоизоляции нарушается режим приёма пищи.

«Кусочничество» становится нормой не только для ребёнка, но для работающего из дома взрослого. Многие мои знакомые замечают, что, когда все заняты, нет необходимости вместе взрослым и детям собираться за столом, как мы это обычно делаем после рабочего дня. И все-таки надо обязательно соблюдать ритуал совместного приема пищи хотя бы два раза в день», — говорит эксперт.  

В-четвертых, по мнению специалиста, негативные последствия нынешней ситуации могут быть связаны и с отсутствием желания к чему-то стремиться, чего-то достигать, ведь «можно нормально существовать и без всего этого», как считают некоторые ребята.

«Впереди у школьников каникулы. Несмотря на радостное предвкушение лета и освобождение от онлайн-уроков и домашних заданий, в сложившейся ситуации непонятно какими будут эти каникулы, чем и как заполнить свободное время и как не скатиться в жизнь без времени. Здесь важно выстроить новую мотивацию на познание нового, возможно, стоит обучиться полезным виртуальным навыкам, программированию и т.д., —  отмечает Гелена Ховрина. — Любое событие оставляет след в нашей жизни, а событие, которое неожиданным образом изменило наши планы, разрушило ожидания, переворачивает наше сознание, побуждая к перестройке и переоценке всего. Каким мы увидим детей после каникул, покажет время».