Одна из самых необычных формулировок в поправках к Основному закону РФ, принятым после всероссийского голосования 1 июля 2020 года, встречается в п.2 статьи 67.1: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, объединенная памятью предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» — написано в тексте Конституции.
Клинический психолог и основатель школы психотерапевтического боя «Валаал» Валерий Ивановский поделился мнением о том, какие причины могли повлиять на появление в тексте Закона данного определения.
Прежде всего, эксперт считает, что акцент сделан на преемственности исторического опыта и связи поколений. Особенности трактовки исторического процесса в России в том, что в любое смутное время, время смены власти, появляются резко критические выпады против предыдущего периода. В этом ряду «Бог» выполняет объединяющую функцию в цепочке времен, является символом закрепления объективной духовной памяти народа вне власти. Также Валерий Ивановский напоминает, что понятие Бога, как высшей духовной силы, уже вошло в тексты конституций таких стран, как Греция, Германия, Швеция и США, и является чем-то привычным и естественным.
«С точки зрения психологии, важно вспомнить теорию привязанности, которая в чем-то объясняет и отношение человека к Богу», — говорит психолог. Согласно данной теории, от 0 до 7 лет ребенок прочно привязан к матери и именно она определяет его базовое отношение, доверие к миру в дальнейшей жизни. До того, как он выработает самостоятельность, ребенок получает от матери питание, защиту от угроз, первые эмоции (теплоту, ласку, нежность, радость). Также мама — первый посредник между миром и маленьким человеком, проводник в социум через язык эмоций и речь.
«Далее, на этапе взросления уже формируется вертикально-визуальный конструкт, или понятие высших сил. Взрослый человек обращается к Богу для защиты от неприятностей и обретения силы для свершений», — уточняет Ивановский. Но в любой религии присутствует дуальность, основанная на противопоставлении сил добра и зла, света и тьмы, Бога и дьявола. Суть сил зла в том, чтобы искушать и провоцировать, нарушать жизненную траекторию.
Психолог далее напоминает о роли биологического и социального в человеке: «С точки зрения эволюции биологические потребности более древние и мощные. Грубо говоря, для того чтобы удовлетворить голод, человек может ограбить магазин, но он этого не делает, так как стоят социальные запреты, подкрепленные системой наказаний. Табу переводят человека с уровня биологического существа в социальное существо. Дьявол искушает материальными благами, сверхудовлетворением физических потребностей, а Бог требует соблюдения социальных норм».
Так как эволюция человечества идет по пути снижения биологической роли и увеличения роли социального начала, то Бог становится символом порядка, противовесом анархии, и именно на этом образе строится, например, философия американского образа жизни, американской мечты и понимание места личности, встроенной в социум. «Неслучайно в США, — уточняет эксперт, — самые строгие социальные запреты и самая мощная социальная энергетика».
«Если подытожить сказанное, можно сделать два вывода. Во-первых, идею Бога и социального общества можно разглядеть в опыте привязанности младенца к своей матери. Во-вторых, в религиозных доктринах зло — это то, что тянет нас к биологии (к низменному, утилитарному), а добро — то, что дает подкрепление социальным мотивам». Таким образом, «Бог» в Конституции РФ — сверхсильный социальный символ, позволяющий обеспечить преемственность опыта поколений и поступательное развитие государства и общества в целях повышения эффективности структуры государственных институтов», — заключил эксперт.