Речь идет о ситуациях, когда людям приходится буквально убегать от тех, кто их очень сильно любит. «В учебнике психиатрии 30-х годов описано заболевание под названием «обсессивное любовное расстройство», сейчас его признаки вошли в перечень других обсессивно-компульсивных расстройств и отдельно не рассматриваются, — говорит семейный психолог Валентина Орлова. — Однако само явление существует, некоторые люди сталкивались с ним хотя бы раз в жизни»

В психологии навязчивая любовь описывается как состояние, при котором один человек испытывает непреодолимое желание обладать другим, защищать и оберегать его, контролировать все аспекты жизни. При этом любящий не способен принять отказ от общения, он действует вопреки желаниям любимого, явно нарушая его границы.

Собеседница «Пятого угла» перечислила симптомы состояния: «Главный признак – человек не способен организовать свое личное время без другого. Время, проведенное без любимого —пустое, никчёмное. Он готов тратить часы на поиск изображений, информации о нем, бесконечно просматривать ленты соцсетей, следить за каждым шагом, дежурить у мест появления пассии. Влюбленные превращаются в одержимых, они могут ощущать в себе неспособность удержаться от каких-либо экстремальных поступков, даже насилия, в том числе по отношению к себе. По их словам, при виде объекта любви их волнение и сердцебиение усиливается, пропадает речь, пробегает внутренняя дрожь, но вместе с тем они успокаиваются. Пока их цель рядом, они удовлетворены. Как только объект исчез из поля зрения, их угнетают навязчивые фантазии, ревность».

Психологи считают, что навязчивая любовь имеет корни в детстве. «Компульсивная или навязчивая личность живет в страхе будущего, в опасении, что-то может пойти не так. Чаще всего у ребенка была мать-«дрессировщица», которая стремилась воспитать послушного, аккуратного ребенка, не доставляющего хлопот и неприятностей. Запрещала плакать, громко смеяться, требовала выполнять уроки без единой ошибки. 

«Каждый промах критиковался», — объясняет В. Орлова. — Эмоционально холодные родители могли поощрять только правильные с их точки зрения поступки. И ребенок сделал вывод: если вести себя тихо, исполнять все их требования, можно заслужить похвалу, добиться внимания и любви. У него сформировалась своеобразная картина мира, в которой минимум эмоций и много правил, несоблюдение которых приводит к наказанию. Вера в то, что система соблюдения правил, их стабильность – единственный путь к счастью, как раз и формирует навязчивую личность. И потом у такой личности проявляется искаженная, навязчивая любовь». 

Семейный психолог отметила, что недополученные в детстве любовь родителей, их тепло, ласка, забота без всяких условий, конечно, дают о себе знать во взрослом возрасте. Понимание норм и правил у компульсивной личности привязывается к другим людям, иначе его картина мира не работает.

«Педантичность и правильность требуют большого напряжения внутренних ресурсов, но также они становятся маркерами скрытой агрессии. Нередко мы встречаем таких людей среди чиновников: обилие правил, регламентов для них — родная стихия, где они могут требовать, унижать, даже проявлять садистические наклонности по отношению к другим». 

Когда любовь подпадает под правила и регламенты, это уже не чувство, пояснила Валентина Орлова: «С одной стороны, у навязчивой личности нет настоящего понимания любви, это как пережиток прошлого. С другой, есть сильная привязанность, чувство долга и стремление встроиться в жизнь с помощью другого. Объяснить такому человеку, что любовь вытекает из любви к себе, ответственности за себя, невероятно трудно». 

Тем, кто оказался объектом навязчивой любви, психолог предлагает задуматься о перспективах отношений: «Когда пройдет эйфория от того, что вами «дышат», постоянно о вас думают, наступит совместная жизнь. В ней вы будете находиться в постоянном напряжении, потому что там появятся правила и условия, в которые надо будет вписаться. И это, конечно, слишком далеко от любви».

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова