За несколько месяцев многие профессии ушли в онлайн-режим. Не стала исключением и сфера психологического консультирования

В  период самоизоляции в государственную службу психологической помощи количество обращений  увеличилось на 13%, пишет «Российская газета», аналогичный результат у частных специалистов. Психолог-консультант Нонна Ямакова рассказала изданию о преимуществах и недостатках виртуальных сессий.

«Технологии позволили психологам существенно расширить пространство и географию психологической помощи. Те, кому я могла быть полезна, находили меня из разных точек мира. Впервые в моем поле появились клиенты из Австралии и Китая, например, — делится специалист. — Доступность интернета сыграла хорошую службу. Если лет пять назад меня волновал вопрос о том, как наладить дистанционное общение с клиентами, то теперь об этом речи не идет: интернет есть не только в каждом доме, но и в каждом телефоне. Молодежь охотно помогает возрастным людям настроить оборудование, так что технически вооружены все».

Психолог заметила, что летом онлайн-общение имеет бОльший смысл, так как ранее из-за жаркой погоды встречи приходилось проводить либо ранним утром, либо вечером, и это не всегда совпадало с пребыванием в офисе. Кроме того, из-за разницы часовых поясов клиенту и психологу надо подстраиваться друг под друга, а онлайн дает гибкость в этом отношении. Из многих коммуникационных площадок Нонна Ямакова благодаря статистике устойчивости соединений выделила Skype.

В сценарии проведения сессий мало что изменилось, на ее взгляд, по сравнению с офлайн. Если технически все отлажено с двух сторон, консультация проходит в пределах 1 часа. В течение первой пары минут обычно выстраивается соединение, затем следует классическая сессия и работа психолога с запросом. «К счастью, такие тонкие вещи, как мысли, чувства, внутренний мир человека, можно корректировать на расстоянии. В диалоге клиент входит в состояние отклика и вместе мы разбираем его проблемы. Модель работы с ментальными установками клиента также хорошо отстроена сейчас в режиме онлайн», — считает специалист.

Однако, по ее мнению, техническая сторона дает и существенные ограничения. В онлайн-встречах случаются сбои из-за нестабильности интернет-соединения по каким-либо причинам. «Если вы находитесь в состоянии глубокого контакта с человеком, вышли на определенный уровень, задели больную тему и от него пошел поток откровенности, а тут вдруг соединение прервано — это плохо, — утверждает психолог. — Поэтому важно еще в начале сессии договориться: в случае сбоя вновь подключаемся и возвращаемся к тому месту, на котором остановились в разговоре. По моему опыту, настроиться на прежний уровень доверительности бывает непросто».

Существенным минусом онлайн-консультирования специалист считает невозможность многомерного восприятия реальности по обеим сторонам экрана: «На картинке монитора мы довольно плоские, теряем свой объем. Происходит как бы «игра в реальность», упрощение, тогда как человек — существо объемное, многослойное и энергетически это прочувствовать можно только вживую. К тому же мы теряем «доступ к телу» клиента. Современная психология интегральная, в ней используется много методов, так что диалог далеко не единственный прием. Словами не всегда все объяснишь человеку, иногда требуется включить в процесс телесную реакцию. Через онлайн можно попросить сменить позу, пройтись, продышаться, выпить воды, но отследить состояние полностью невозможно».

Во время самоизоляции, замечает Нонна Ямакова, многие люди обратились к теме саморазвития и решения психологических проблем. Только вот пребывание дома существенно сузило возможности психологического воздействия: «Любое расширение зоны комфорта предполагает выход в общество, в мир, а здесь это можно было только почувствовать, но не сделать физически. Кроме того, при разборе межличностных конфликтов, например, внутри семьи, заказчик консультации и его партнер (муж, жена) могли находиться в соседних комнатах. Человек не чувствовал себя достаточно свободным, расслабленным, объективным в оценках, так как территориально не покидал конфликтной зоны».

Точно так же, как и в «живых» консультациях с психологом, их эффективность зависит от включенности самого человека в процесс преобразований. «Если он готов встретиться со своими проблемами и открыть новые грани, шагнуть в новое измерение себя как личности, то эффект будет. Если закрыт, то задача психолога усложняется в любых форматах. Но, безусловно, для работы онлайн требуется высокая квалификация специалиста, чтобы нейтрализовать возникающие ограничения», — завершила психолог.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова