Клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский объяснил, почему бывшие партнёры после расставания нередко начинают целенаправленно следить за жизнью друг друга через социальные сети

В наши дни такая практика встречается достаточно часто, причём зачинщиком слежки становится как инициатор разрыва, так и тот, кто считает себя пострадавшим от этого решения. Для этого используют и личные аккаунты на различных площадках, и аккаунты своих друзей. Валерий Ивановский пояснил, что такая слежка обусловлена спецификой чувства любви и её ролью в развитии человеческой личности.

Эксперт рассказал, что любовь формируется у людей в раннем детском возрасте на основе взаимоотношений со своими родителями. Впоследствии, когда уже взрослый человек выстраивает отношения с представителем противоположного пола, они формируются по образу и подобию взаимоотношений с матерью или отцом. Особенно, по словам специалиста, важен для формирования правильных представлений о любви возраст до 5 лет. Если в этот период родители окружали малыша любовью и заботой, он воспринимает жизнь, как нечто комфортное, наполненное позитивными эмоциями. Если же отношение родителей к ребёнку было более холодным или они просто не имели возможности в полном объёме уделять внимание своему чаду, ребёнок вырастает с определёнными психологическими травмами, которые он будет пытаться компенсировать уже во взрослых отношениях. «В этих обстоятельствах велика вероятность, что человек вырастет с огромной потребностью в любви, заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. В последующих отношениях с противоположным полом он будет пытаться реконструировать свои первичные отношения с матерью или отцом, восполнить любовь, которой ему так не хватало в детстве и доказать себе, что он достоин любви», — отмечает Ивановский.

При этом в процессе выбора своего партнёра человек, недолюбленный в детском возрасте, сталкивается с психологически двойственной ситуацией. Он инстинктивно выбирает спутника/спутницу жизни, в чём-то похожих на свою мать/отца. Одновременно на партнёра транслируется холодное и неуважительное отношение, сформировавшееся у ребёнка к родителям. Поэтому такие отношения нередко распадаются, вместо компенсации детской психотравмы человек получает её обострение. И если инициатором разрыва ещё и становится его партнёр, проблема лишь усугубляется. Человек ещё больше ощущает свою неполноценность, считает, что его бросили несправедливо. В этих ощущениях и кроется причина слежки за бывшим, которая начинается после расставания. Такие люди постфактум воспринимают период совместной жизни, как время комфорта, и хотят удостовериться, что у их бывшего партнёра после расставания начались неудачи и проблемы. Это не столько пожелания зла бывшему партнёру, сколько попытка убедить себя в собственной значимости, в невозможности инициатора расставания комфортно существовать вне совместной жизни.

Однако психолог предостерегает от увлечения слежкой. Этот процесс затягивает и приводит в состояние, близкое к неврозу. Нельзя лечить психологическую травму таким неправильным способом. Стоит заняться изучением себя, своей личности, мыслей и эмоций. Непродуктивность навязчивой слежки через интернет следует осознавать, особенно учитывая, что кроме частных конфликтов такие действия могут привести к юридической ответственности за неправомерное вторжение в личную жизнь. «Попытки следить за кем-то в социальных сетях, чтобы через его неверные шаги пытаться повысить самооценку, это прямой путь в нравственный и психологический ад», — подчеркнул специалист.

Алексей Черников

Автор статьи

Алексей Черников