Очень часто психологам задают вопросы, как изменить поведение того или иного человека, как воздействовать на него и сделать так, чтобы вел себя иначе. Чаще всего с таким запросом обращаются женщины, говорит клинический психолог и гештальт-терапевт Наталья Троицкая. Специалист поделилась, что стоит за желанием изменить кого-то из близкого окружения

«Чаще всего в числе тех, кто должен непременно стать другим — более удобным, предсказуемым по поведению, понятным, соответствующим нашим ожиданиям, находятся мужья, жены, дети и коллеги. В рассмотрении причины этого явления возникают два вопроса: откуда берется само желание менять другого и как это выражается», — пояснила специалист.

Как правило, желание основано на собственном страхе, неуверенности. «Собственные страхи мы можем проецировать на партнера, близкого человека и стараться «его руками» получить что-то недостающее свое, закрыть потребность. Чаще всего такие ситуации возникают в паре. Например, женщина не умеет выстраивать отношения и отправляет супруга к психологу, тем самым показывая, что проблемы есть у него. Или дама в душе чувствует себя предпринимателем, но боится рисковать и уговаривает мужа начать бизнес. Методы, которыми люди воздействуют на изменения в других, стары как мир: беседы, уговоры, убеждения, провокации, подначивания, в худшем случае манипуляции».

Так что же тогда должна делать женщина, чтобы мужчина был успешным? Абсолютно ничего, уверена Наталья Троицкая: «Никто не должен делать что-то, чтобы изменился другой. Другому от этого счастья не прибавится, а вот отношения испортиться могут — произойдет дистанцирование и охлаждение. И женщина, и мужчина могут сделать только одно — быть рядом друг с другом. Помогать, поддерживать, доверять, вселять уверенность».

«Например, женщина старается быть красивой не ради кого-то, а потому что это вполне естественно. Мужчина хочет быть сильным и мужественным не ради нее, а потому что это также естественно. Хотя бывают и иные ситуации: для некоторых женщин естественно ощущать свою силу, а для кого-то из мужчин стремиться выглядеть неотразимо также нормально. Эта позиция более устойчивая и правильная. Все призывы о том, что кто-то кому-то что-то должен, порождают несбыточные ожидания и разочарования, усиливают гендерную борьбу, которая только забирает силы и не оставляет победителей», — объясняет психолог.

Собеседница издания считает, что правильнее понять позиции мужчины и женщины как равных партнеров, у каждого из которых должны быть свои ответственность и свобода выбора: «Не надо ожидать, что кто-то будет делать нечто исключительно ради вас. Чтобы вы стали красивее, сильнее, умнее, лучше. Это иллюзия и инфантильно-детский подход к реальности. Вся сила в вас самих. Точно также не стоит думать, что вы можете изменить другого с какой-либо целью. Вы не сможете. У каждого свой путь, каждый несет ответственность за себя».

Психолог предлагает проанализировать свое поведение: прежде чем вы сильно захотите изменить другого, поразмышляйте на тему собственной ценности. «Она не зависит ни от чего извне. Самоценность — полное и безусловное принятие себя, чувство цельности. В отличие от самооценки, она не способна измениться от каких-то внешних факторов — о состояния здоровья, внешнего вида, сферы деятельности. Человек, познавший это чувство, не ожидает ничего от других, а отдает только из чувства наполненности, не принося себя в жертву. Если же человек зависит от мнения окружающих, сомневается в себе, ориентируется на других, при этом всегда находит факторы, мешающие ему жить полноценной счастливой жизнью, у него явная проблема с самоценностью».

В большинстве случаев принятие себя происходит небыстро, после нескольких месяцев психотерапии, делится Троицкая. Лишь полностью приняв себя, человек вырывается из страданий, ожиданий, зависимостей от другого и обретает самоценность.

«Только обнаружив внутреннюю силу в себе, можно перестать желать изменить близкого. Ресурс внутри, и мы должны его обнаружить, чтобы быть цельными, здоровыми душой и телом, счастливыми. Повод для изменений — мы сами», — завершила собеседница.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова