У человеческой психики есть несколько защитных механизмов. Один из них – эскапизм (от англ. escape – «убегать, избегать») или стремление уходить от неприятных переживаний. Формируется данная привычка под воздействием стресса, травмирующей ситуации или небезопасного окружения. Аналитический психолог Михаил Иванов подчеркивает, что распознать убегание вполне возможно. Ведь человек либо физически уходит от напряженных моментов, либо делает все возможное, чтобы не включаться в них эмоционально

По его мнению, психологу часто приходится сталкиваться на сеансах с тем, что человек реагирует на «вскрытие» и анализ негативных вещей. 

«Например, во время разговора, он может захотеть в туалет. Часто он физически сопротивляется тому, чтобы идти совместно со специалистом в трудные темы – либо откладывает встречу под любым предлогом, либо вообще бросает ходить, придумывая внешние причины, — поясняет М. Иванов. — Человек не осознает, что истинная причина кроется в его нежелании соприкасаться со сложными эмоциями. Точно также происходит, когда партнер хочет закончить отношения в паре, но боится объяснений, и просто исчезает, отключает телефон и т.д.». 

Еще один вариант физического избегания – опоздания. Часто подсознание таким образом отражает нежелание соприкасаться близко с чем-то или кем-то, уточняет психоаналитик. Например, это новый коллектив, незнакомое место или ситуация, к которым надо адаптироваться. Возможно, на мероприятии предстоит контакт с неприятным человеком: «Опаздывая, вы оттягиваете момент встречи и впадаете в некую иллюзию по поводу ее исхода». 

Иногда, по словам специалиста, люди используют прием «забалтывания»: «Это цветистость речи, многословие, апелляция к авторитетам, использование абстрактных понятий. Большое количество подробностей словно уводит от главного, не позволяет коснуться болезненных тем. Когда у вас возникает недоумение от сказанного или желание уточнить, что же собеседник хотел всем этим сказать, это признак эскапизма. Противоположная тактика – молчание. Очень часто можно наблюдать ее в парах. Допустим, жена хочет обсудить с мужем волнующие ее проблемы в отношениях, инициирует разговор. Муж остается физически с ней в одном пространстве, делает вид, что слушает, но ничего не говорит. Это должно настораживать, потому что «скорее всего он не хочет соприкасаться с теми чувствами, которые в нем вызвали слова жены, закрывается. Однако напряжение между супругами копится, и рано или поздно произойдет эмоциональный взрыв. Часто бытовые драмы и трагедии, о которых мы узнаем из полицейских сводок, происходят именно на этой почве». 

Психоаналитик также призывает обратить внимание на такие очевидные знаки убегания, как зависание в гаджетах и отсутствие зрительного контакта. Чтобы не сталкиваться с неприятными чувствами, часто люди (особенно молодые) уходят в виртуальное пространство.

Со стороны такое поведение считывается как «мне неинтересно», «я скучаю здесь», и может рождать ответное охлаждение или даже агрессию. 

Точно также взгляд прямо в глаза может рождать сложные переживания. Обычно, не желая обсуждать что-то, пряча свою искренность, человек смотрит в пол или в сторону. «Либо другой вариант: смотрит в глаза, но «не присутствует». Он как бы блокирует свои чувства, и ему становится все равно. Физическая его оболочка с вами, а эмоционально он абсолютно недоступен», — уточняет специалист.

«В любом случае, не следует игнорировать признаки эскапизма, особенно у близких людей, полагает Михаил Иванов. — Иногда это может быть серьезным сигналом».

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова