В художественной литературе, музыке и живописи тема любви лидирует. И это неслучайно, ведь любовь — важная часть эволюционной программы развития человечества, считает Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Любовь как феномен рассматривают разные науки и философские системы. В психологии это чувство глубокой привязанности, симпатии и преданности. В буддизме, например, это вид страданий на пути к нирване. В биологии — компонент социального взаимодействия особей одного вида, проявленный в паре, семье или в группе.

То есть, согласно биологическому определению, понятие любви распространяется не только на отношения между мужчиной и женщиной. Оно относится и к потомству, и может означать дружескую привязанность. 

В МКБ-10 (Международной классификации болезней) зафиксировано заболевание под маркировкой F.63.9 «неуточненное расстройство влечения». Оно возникает в случае несчастной любви, утраты привязанности. 

«Вероятно, со временем врачи могут даже выписывать листы нетрудоспособности в связи с таким расстройством», — предполагает ученый. 

В биологии самая изученная сфера проявления любви связана с размножением.

«Живые организмы находятся в условиях постоянно меняющейся среды, и воссоздание прямых копий (клонирование) нецелесообразно. Поэтому создание разнообразия ДНК – важная часть эволюционного процесса, — поясняет биолог. — Идея полового размножения направлена на создание новых, отличающихся друг от друга организмов. Потомки должны не просто выживать, но и быть умнее, успешнее своих родителей. Для этого природой предусмотрен дополнительный набор признаков, по которым отбирается лучший вариант партнера. Хвост павлина демонстрирует его качественное питание, хороший иммунитет, качественные гены. И совсем неслучайно в процессе эволюции в фауне появился процесс ухаживания (с демонстрацией оперения, пением, принесением добычи)». 

Позже, по словам специалиста, возникли и «турнирные приспособления» в виде хоботов, рогов, с помощью которых животные вели борьбу за внимание самки. Затем самец становился настоящим партнером самки у млекопитающих: охранял территорию, добывал еду, заботился о потомстве. Так появилась моногамия, хотя изначально животный мир полигамен. За полигамию отвечает наиболее древняя, лимбическая система мозга. Она же связана с выживанием и приспособлением к окружающей среде. За моногамию – относительно новые структуры мозга млекопитающих.  

 «Каждая группа врожденных поведенческих программ, в том числе, связанных с потребностью размножении, у человека тоже обеспечивается работой нейронов глубоких структур головного мозга. Речь идет о промежуточном мозге и его нижней части гипоталамусе – «центре бессознательного», — рассказывает В. Дубынин. — Гипоталамус имеет много разных функций: управляет биологическими потребностями (там есть центры голода, жажды, страха, агрессии и другие), создает вегетативные сигналы к внутренним органам, в том числе, к половой системе, формирует эндокринные сигналы. Активность центра потребностей зависит, в свою очередь, от гормонального фона, сигналов из внешней среды, сигналов из внутренней среды (например, овуляция), генов и личного опыта. Этот комплекс как раз и включает половое влечение. Далее, когда появляется объект влечения, гипоталамус передает сигналы в кору полушарий. И если лобная кора «не против», влечение переходит в привязанность, объект занимает место в психической системе человека. Но бывает, что гипоталамус проявляет себя настолько ярко и мощно, что начинает управлять поведением человека – это дает нам как раз сюжеты трагедий Шекспира, мелодрам и сериалов».

По мнению ученого, в изучении темы ученым открываются интересные аспекты: «Стало известно, что нейронная сеть сцепляет между собой в передней части гипоталамуса отделы, связанные с половым поведением и с родительским инстинктом. То есть, природой задуманы две важные программы, которые перетекают одна в другую».

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова