Фото: Пятый угол
9 и 10 января в Женеве пройдут переговоры России и США. Президенты двух стран уже не в первый раз будут разговаривать друг с другом напрямую. Их последний видеозвонок состоялся в прошлом месяце и продемонстрировал, что ЕС оказался в стороне и может только наблюдать за ходом переговоров
В их преддверии НАТО действует более активно, чем ЕС, и на этой неделе собирает министров иностранных дел в ответ на призыв президента РФ Владимира Путина не расширять НАТО в Европе. В таких странах как Швеция и Финляндия это вызвало неоднозначную реакцию. Оба государства являются членами ЕС и настаивают на присоединении к альянсу.
Премьер-министр Италии, Марио Драги, четко сформулировал слабость Европы в отношениях с Россией. Как сообщает BBC, итальянский политик жалеет, что у континента нет коллективной военной мощи, чтобы сдерживать Москву на фоне наращивания войск на границе с Украиной:
«У нас есть ракеты, корабли, пушки, армии? На данный момент – нет», — подчеркнул Драги.
Похоже, что не только итальянский лидер разочарован тем, что Европу исключают из ключевых переговоров о самой большой проблеме безопасности у ее границ.
«Никто из нас на самом деле не знает, каков план действий Кремля», – говорит Кадри Лийк из Европейского совета по международным отношениям, – «[ЕС] вероятно, никогда не станет ключевым игроком внешней политики, подобным сильным национальным государствам, таким как Россия или США».
Лийк также считает, что лучше всего использовать коллективную мощь 27 экономик, поскольку у ЕС никогда не будет собственной армии.
Визит главы ЕС по внешней политике Жозепа Борреля на передовую конфликта на Украине в среду напоминает попытку заявить о своем интересе в переговорах России и США. Он заявил журналистам, что в дискуссии о безопасности Европы и Украины должны участвовать европейцы и украинцы:
«Это дело не только США и России», — подчеркнул Боррель.
«Россия просто не рассматривает ЕС как могущественного и сильного игрока в этой игре, – говорит политолог Тинатина Ахвледиани. – В последние годы ЕС продемонстрировал множество внутренних разногласий, когда дело касается его собственной внешней политики, обороны, безопасности и сотрудничества с НАТО».
Переосмысление миссии Европы на мировой арене может быть нелегким делом. Евросоюзу это может не нравиться, но пока, Вашингтон и Москва играют центральную роль, полагает эксперт.