Фото: Пятый угол
Политолог Александр Асафов, изучающий происходящие в Москве политические процессы, опубликовал итоги наблюдений за протестными акциями в столице в период праздников с 1 по 9 января, своего рода дайджест уличной политической активности
Выводы нельзя назвать неожиданными – политическая жизнь в Москве практически замерла. По данным эксперта, за указанный период в мегаполисе состоялось 11 акций с общим числом участников примерно в 110 человек.
Очевидно, что темой большей части пикетов стали события в Казахстане, причём граждане выступили с разнонаправленными требованиями. Одни требовали не вводить контингент ОДКБ в соседнюю республику, другие, напротив, призывали чуть ли не к присоединению части территорий Казахстана к РФ.
Речь идёт об активистах, которые разместили в метро растяжку с надписью «На северный Казахстан», который, как они считают, должен сподвигнуть власть к защите русскоязычного населения центральноазиатского государства
Но, как показали прошедшие праздничные дни, если бы не было Казахстана, требовать политическим активистам было бы и вовсе практически нечего. Помимо казахской темы были также небольшие еженедельные акции в поддержку находящегося в СИЗО экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Но самой массовой, если в эти дни вообще можно говорить о массовости, стала акция против сноса гаражей около Битцевского лесопарка, собравшая 35 человек. Там, в районе Чертаново управа уведомила жителей о необходимости убрать гаражи якобы для комплексного благоустройства территории, что, само собой, не устраивает владельцев этих гаражей.
На основании небольшого отрезка времени, к тому же выпавшего на праздники, вряд ли можно делать далекоидущие выводы, однако несколько аспектов всё же можно отметить. Очевидно, что сами праздники внесли немалую, если не основную лепту в снижение любой политической активности. Абсолютному большинству сограждан было не до политики. Во-вторых, даже наблюдая за немногочисленными выступлениями постновогодней недели, можно заметить, что больший отклик вызывают сугубо местные проблемы, вроде того же сноса гаражей. Люди скорее готовы выходить по поводу самых локальных вопросов, которые, с одной стороны, затрагивают их непосредственно, а с другой – на их решение есть хоть какая-то вероятность повлиять.
Конечно, нельзя сказать, что поводов для недовольства совсем нет. Даже если не брать в расчёт социально-экономические проблемы, например, ускорившийся рост цен, политические поводы для выражения своей публичной позиции тоже есть. Буквально за несколько дней до Нового года судами были ликвидированы структуры старейшей правозащитной организации «Мемориал»*.
Во время самих судебных заседаний активисты даже выходили к зданию Верховного суда, но потом эта тема быстро ушла из разряда первоочередных. Это показывает ещё одну немаловажную тенденцию – люди в основном привыкли к давлению на структуры гражданского общества и не считают это достаточно острой темой, чтобы думать о ней вместо новогоднего празднования. Других громких поводов для протеста на общероссийском или московском уровне, кажется, на самом деле нет. Думские выборы и недовольство их итогами остались позади, да и не было изначально какого-то широкого неприятия их результатов. КПРФ, как замечает и сам Асафов, вместе со всей страной ушла на каникулы, ограничиваясь выражением своего мнения в интернете.
Успокоилась ситуация даже с самым животрепещущим для многих россиян вопросом — ковидными ограничениями. Тотальная QR-кодизация отложена на неопределённый срок, очередная волна заболеваемости вместе со строгостью ограничений пошла на спад, а значит подъёма недовольства, в том числе в Москве, по этому поводу ожидать пока не приходится. Одним словом, в столице наблюдается практически полный политический штиль. Наверняка ситуация в течение наступившего года ещё оживится. Впереди муниципальная кампания в 124 московских районах, и здесь всё будет зависеть от активности партий и кандидатов и от действий мэрии, которая, как показали выборы 2019 года в МГД, и сама умеет обострить обстановку, доведя её до выхода 60 тысяч человек на проспект Сахарова. Но это будет позже, а пока активистам и медийным лицам, строящим свою узнаваемость на протестной активности, весьма проблематично искать поводы, чтобы напомнить о себе.
* Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» и «Правозащитный центр «Мемориал» внесены Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов. Решением Верховного суда России 28.12.2021 г. «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» ликвидировано. Решением Мосгорсуда 29.12.2021 г. «Правозащитный центр «Мемориал» ликвидирован.