Эксперты считают, что после трех десятилетий ожидания теперь интеграционные процессы могут действительно начаться

Сегодня вечером совет Госдумы во главе с председателем парламента Вячеславом Володиным должен был обсуждать реализацию подписанных на недавней встрече лидеров России и Белоруссии 4 ноября соглашений по интеграции двух государств. Этих 28 программ, направленных на укрепление Союзного государства, еще нет в открытом доступе, но инсайдеры утверждают, что прописано открытым текстом либо подразумевается немало любопытного.

В таких нюансах недостатка не было с самого начала. «Московская газета» сообщала, что заседание высшего государственного совета Союзного государства, где подписывали бумаги, произошло почему-то по видеосвязи, такой формат на историческом совещании сам по себе таил интригу.

Инсайдеры считают, что, возможно, одна из ключевых ролей в исполнении завизированных президентами интеграционных программ будет у Володина. Близкие Кремлю источники утверждают, что ему якобы поставили задачу к марту 2023 года подготовить выборы нового органа власти — объединенного парламента Союзного государства, высшего законодательного органа России и Беларуси. 70% его депутатов планируется избирать прямым голосованием из граждан России, а 30% должны представлять Беларусь. Всего там, как в Госдуме РФ, будет 450 депутатов.

Под союзный парламент, возможно, проведут совместный референдум и построят новое здание. В Москве или нет, неизвестно. Председатель президиума парламентского собрания Союзного государства будет являться высшей государственной должностью в едином государстве. На первый срок эту позицию гарантируют президенту Белоруссии Александру Лукашенко, хотя он пока отказывается. Среди других кандидатов — сам Володин и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Володин, комментируя заседание высшего государственного совета Союзного государства, сообщил в своем Telegram-канале, что для реализации договоренностей потребуются «десятки законодательных решений. На ближайшем заседании Парламентского Собрания необходимо обсудить совместные шаги по законодательному обеспечению решений президентов наших стран. Выработать «дорожную карту» участия депутатов в реализации интеграционных процессов. Необходимо укреплять взаимодействие на уровне профильных комитетов Государственной Думы и Национального Собрания Республики Беларусь».

Сенсационным может стать один из подписанных 4 ноября документов — новая версия Военной доктрины Союзного государства. По данным военных источников СМИ, там говорится, что Москва и Минск скоро могут начать разрабатывать планы использования тактического ядерного оружия для отражения военных угроз со стороны НАТО. Российское ядерное оружие можно использовать с помощью белорусских реактивных систем залпового огня «Полонез». В Белоруссии сохраняются 79 площадок для старта межконтинентальных баллистических ракет стратегического назначения с подвижного комплекса «Тополь».

Неясна пока и будущая информационная политика. Саммиту двух президентов, как сообщало сетевое издание «Гражданские силы.ру», предшествовало скандальное выступление одного из политобозревателей на белорусском ТВ. Резонанс от нескольких прозвучавших фраз только подчеркивает значение медиа в современном мире.

А за три дня до саммита, 1 ноября, в республике впервые заблокировали сайт российского СМИ. (Ранее были введены ограничения в отношении «Комсомольской правды», но доступ ограничили только к дочернему белорусскому ресурсу). Вот как об этом проинформировало министерство информации Республики Беларусь: «Министерством проводится постоянная работа по выявлению идентификаторов интернет-ресурсов, позволяющих получить доступ к сайтам, в отношении которых ранее приняты решения об ограничении доступа, в том числе копий таких интернет-ресурсов.

Уточняется, что на минувшей неделе Мининформом в БелГИЭ направлены очередные уведомления о включении в список ограниченного доступа ряда идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым был ограничен ранее, в их числе российский regnum.ru.

Сейчас порядок работы СМИ в двух странах близок, хотя есть и отличия, в России ситуация пока остается более либеральной. К примеру, в Белоруссии работа иностранных СМИ ограничена. По данным белорусского официального агентства «БЕЛТА», в мае текущего года президент Лукашенко ужесточил законодательство, введя «меры, направленные на минимизацию иностранного влияния на белорусский информационный рынок. Так, независимо от времени создания СМИ, их учредителями не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица с иностранным участием».

Эксперты утверждают, что возвращение интеграционной повестки необходимо российскому руководству и во внутриполитических целях. Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов объясняет подписание соглашений 4 ноября тем, что «перед продлением своих полномочий Владимиру Путину нужно вызвать восторг и счастье, как он вызвал восторг и счастье, присоединив Крым. И эти восторг и счастье означают объединение с Беларусью. Один из вариантов. Во всяком случае, самый видный, на поверхности. Восстановление империи. Тогда это был в 14-м году Крым, а в 23-24 году это будет союз России и Белоруссии с единым всем, единым президентом, единой валютой, единым газовым рынком». Венедиктов считает, что «все, что Путин сейчас делает по отношению к Минску», можно назвать словом «подкрадываемся, поскольку лихим кавалерийским налетом в декабре 2019, январе 2020 года шугануть белорусское руководство не удалось».

Прокремлевские ресурсы подтверждают, что тема углубления интеграции с Белоруссией вплоть до объединения может стать ключевой в президентской кампании 2024 года.

Несмотря на близость двух стран, все-таки Россия и Белоруссия сегодня – два разных государства. В случае реального слияния неясно, чьи порядки будут эталоном: Белоруссия станет, как принято выражаться в этой республике, еще одним федеральным округом России или Россия станет «большой Белоруссией»?

На днях, после подписания «дорожных карт» госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев ответил на вопрос: «Белорусов заставили перейти на российский стандарты или Россия, Белоруссия договорились о том, что появились общие компромиссные стандарты?»

«Белорусов заставить что-то делать против их воли в ущерб национальным интересам невозможно», — заявил чиновник.

Борис Куркин

Автор статьи

Борис Куркин