Прошло почти 20 лет с тех пор, как США начали вводить санкции против Венесуэлы, которые были особенно ужесточены с 2015 года, чтобы оказать давление на Николаса Мадуро. Однако в докладе, представленном Управлением исследовательских служб Конгресса США, Вашингтон заявляет, что цели по смещению политика не были достигнуты

В докладе Конгресс также признает, что «санкции способствовали беспрецедентному экономическому кризису в Венесуэле, в результате чего 7,7 миллиона венесуэльцев были вынуждены покинуть страну».

Однако отчет, который подтвердил их неэффективность, не остановил жёсткую риторику США по отношению к Каракасу. Почему возобновить диалог так и не получилось?

Соединенные Штаты снова отозвали недавнюю лицензию, выданную венесуэльской государственной компании Minerven, на разработку и продажу золота. Лицензия была частью одной из четырех льгот, которые были предоставлены Венесуэле администрацией президента США Джо Байдена в октябре.

Меры были приняты после решения Конституционного суда Венесуэлы запретить участие главному оппозиционному кандидату Марие Корине Мачадо в президентских выборах, которые должны будут пройти в этом году.

США продолжают переговоры с Мадуро, чтобы добиться участия Мачадо на выборах.

Также во вторник американское правительство заявило, что «действия Николаса Мадуро и его представителей в Венесуэле, включая арест членов демократической оппозиции и запрет кандидатам участвовать в президентских выборах в этом году, не соответствуют договоренностям», подписанным на Барбадосе в октябре прошлого года представителями власти и оппозиционной «Объединённой платформы».

В результате вышеизложенного, по словам представителя Госдепартамента Мэтью Миллера, США не будут продлевать Генеральную лицензию 44, которая приостанавливала санкции против нефтегазового сектора Венесуэлы до 18 апреля 2024 года.

Соединенные Штаты настаивают на том, что смягчение ограничений зависит от соблюдения достигнутых между оппозицией и правительством Мадуро договоренностей.

Напомним, что Барбадосские соглашения были подписаны 17 октября между правительством Венесуэлы и частью оппозиции, представленной «Объединенной платформой». Их главной целью было предоставление избирательных гарантий всем кандидатам на президентских выборах во второй половине 2024 года.

В рамках заключенных договоренностей в декабре правительство Мадуро освободило 20 политических заключенных в обмен на колумбийского предпринимателя Алекса Сааба. Последний играет ключевую роль в структуре власти Мадуро.

Кого на самом деле задели санкции?

Хотя главной целью Вашингтона в борьбе против Венесуэлы было левое правительство чавистов, ограничения в основном оказали негативное влияние не на них, а на экономику страны.

Самые суровые санкции касаются нефтяной отрасли, что неслучайно: Венесуэла — первая страна в мире по запасам нефти и углеводороды играют ключевое значение в её экономике.

Petroleos de Venezuela — компания, которая пострадала больше всего. Деятельность PDVSA является основным источником дохода страны, а потому оказалась подвержена самому сильному внешнему давлению, что вынудило Каракас продавать сырую нефть со скидкой.

Правительство Мадуро неоднократно отмечало, что из-за мер, названных «односторонними и принудительными», PDVSA существенно сократило добычу нефти.

Возобновление санкций также стало большим ударом для бизнесменов, которые ожидали рост экономики Венесуэлы на 10 процентов в 2024 году в случае их отмены. После смягчения американского давления в стране наблюдалось улучшение экономической ситуации, что отразилось на уровне инфляции, который составил около 3 процентов.

Так почему санкции не работают?

Согласно последнему исследованию социологической компании Datanalisis, более 70 процентов венесуэльцев требуют от США немедленно снять санкции, введенные в отношении страны, независимо от их политической позиции.

Это подтверждают и результаты опроса общественного мнения, проведенного фирмой Polianalítico: 81,7 процента венесуэльцев выступают против экономических санкций.

То есть санкции не просто не привели к смене правительства, но и сплотили расколотое политически общество против Соединённых Штатов, которые ввели жесткие экономические ограничения. Именно поэтому политика Вашингтона оказалась неэффективной. Но может ли Белый дом принять другие против правительства Мадуро? Как показывают события последних дней — нет.

Однако, чем жёстче будет становиться американская политика, тем больше раздражения это будет вызывать внутри венесуэльского общества. А потому Соединённым Штатам необходимо придумать какие-то другие меры, чтобы достигнуть поставленных целей.

Куда больше на баланс политических сил в стране играет внутренняя ситуация, которая не отличается стабильностью. У чавистов остаются довольно высокие шансы на победу, но внутрипартийный раскол еще может дать о себе знать. Под вопросом остается участие оппозиционных кандидатов, возможность триумфа которых также не стоит отрицать.