
Фото: "Пятый угол"
По данным аналитической компании Data Insight, в 2023 году объем продаж на российском рынке электронной коммерции достигнет 7,4 трлн рублей
Ожидается, что сегмент вырастет по сравнению с предыдущим годом ещё на треть. Чем объясняется стабильно растущая популярность онлайн-покупок у розничных потребителей, ведь пандемия в прошлом и ничто не мешает людям по-прежнему наслаждаться шопингом в обычных магазинах? В цифрах и фактах разбирался «Пятый угол».
Как показывает исследование, доля электронной коммерции в России за пять лет выросла с 4% до 15%. Если же говорить о рынке только непродовольственных товаров, то с 2017 по 2022 гг. объем реализуемой продукции увеличился в три раза: с 10% до 30%. На сегодняшний день почти треть приобретений различных вещей — одежды и обуви, бытовых товаров и электроники — происходит в Интернете.
«Бурное расширение онлайн-торговли продолжится в нашей стране и в 2023 году в том числе и за счёт сокращения традиционного ритейла. Благодаря интернет-торговле РФ пока избегает расширения наличного денежного оборота на фоне роста привлекательности теневых операций в условиях кризиса, тенденций увеличения теневой экономики», — сообщает Ассоциация компаний интернет-торговли.
В связи с санкциями, трудностями трансграничной торговли — логистики, доставки, оплаты покупок российскими картами — в 2022 году с отечественного рынка ушла часть популярных иностранных брендов. Был организован параллельный импорт, и местный бизнес стал ориентироваться на импортозамещение.
Экономист, доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Елена Румянцева считает, что экономические запреты в отношении России обернулись благом для отечественного потребителя: «Можно однозначно сказать, что санкции в отношении России существенно повлияли на потребительский спрос и предложение, кардинальную смену приоритетов государственной экономической политики – с развития импорта узкими группами лиц, использующими преференции со стороны государства, в том числе на импортозамещение. В условиях досанкционного в корне ошибочного давления идеологии догоняющего и несамостоятельного развития, Россия выиграла с точки зрения роста самосознания потребителей и их уважения к продукции российских производителей».
Не обернулся глобальной потерей и уход с российского рынка многих зарубежных брендов одежды, обуви, продуктов питания. Часть офлайн-магазинов закрылась, но предприниматели продолжают торговать иностранными товарами через маркетплейсы. В 2022 году «Российская газета» констатировала: «С января по август включительно россияне совершили покупок в интернете на сумму 3,1 трлн рублей — на 39% больше, чем за аналогичный период прошлого года».
Исследование, проведённое МТС-банком, на основании анализа транзакций, позволило утверждать, что «количество онлайн-платежей в январе-феврале 2023 года выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
Всё чаще россияне приобретают продукты с доставкой на дом, экономя время на походы по супермаркетам, могут заказать какой-то конкретный ингредиент, которого не хватает для готовки блюда. Увеличился процент онлайн-покупателей не только мелкой, но и крупной бытовой техники.
«Оборот российских маркетплейсов в категории «Бытовая техника и электроника» вырос в 2022 году на 52% в денежном выражении и на 49% в штучном, тогда как продажи в розничных сетях упали на 6% и 11%», — пишет Forbes в апреле 2023-го. — Оборот стиральных машин на маркетплейсах за прошлый год вырос на 20%, а в рознице — только на 3%. Увеличились через маркетплейсы и продажи холодильников на 14%, тогда как в сетях федеральных ритейлеров они снизились на 2%».
Аналитики Data Insight проследили тенденцию, что в настоящее время покупатели пользуются разными способами покупок и выбирают наиболее удобные для себя варианты в зависимости от ситуации. Интересно, что существует взаимосвязь между количеством покупок и каналами приобретения товаров. Разнообразен диапазон способов покупок в Интернете и мотиваций принятия решений. Так, один и тот же покупатель расплачивается за иностранные товары на маркетплейсах и готов ждать долго, при этом совершает покупки на сайтах и в социальных сетях со срочной доставкой, может спонтанно приобрести вещь или услугу, которые не планировал покупать.
Потребительское поведение, как считают аналитики, поменялось в связи с тем, что люди не строят долгосрочных планов, многие работоспособные граждане выбирают удалённую работу и больше проводят времени дома, привычные бренды, которые можно было найти в магазинах, исчезли с прилавков или перекочевали в Интернет.
Если до 2020 года местом покупок были офлайн-магазины и торговые центры, до за следующие три года покупательское мышление значительно трансформировалось. Россияне научились приобретать товары через маркетплейсы и специализированные интернет-магазины, а 2023 год демонстрирует, помимо преданности маркетплейсам, рост интереса к покупкам в социальных сетях и на площадках, реализующих б/у товары по принципу «от покупателя к покупателю».
Любопытно и исследование Brand Analytics, которое говорит, что российских пользователей Интернета больше всего интересуют товары и услуги. Из 312 млн русскоязычных сообщений эта тема превалирует (7,7%). В ТОП-3 интересов оказались также одежда и обувь (3,1%), третье место поделили военная тематика и поиск работы (2,6%).
Эксперты объясняют популярность интернет-покупок тем, что люди научились ценить собственное время, ощутили преимущества онлайн-заказа, а также поверили в его безопасность и качество сервисов. В свою очередь бизнес подогревает спрос предложениями, в том числе на товары и услуги российских производителей. Ритейлеры и мелкие предприниматели сокращают торговые площади, оставляя офлайн-магазины для заказа и получения товара, рестораны и кафе доставляют еду на дом, включились в состязание за онлайн-клиента кинотеатры и даже университеты.
Иосиф Дискин, экономист и социолог, доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ, считает, что пандемия помогла сформировать в российском обществе опыт и доверие к новому способу получения товаров и услуг.
«Исследования показали, что эпидемия ковида сыграла роль социального шока, — говорит Иосиф Дискин. — Многие прежние модели были разрушены. Большую роль в становлении новых моделей сыграло несколько факторов: рационализация ситуации (ходить по магазинам опасно, но жить-то надо), а также приобретённый опыт взаимодействия с информационными системами. Известно, что уровень пользования Интернетом у абсолютного большинства населения высокий, о чём говорят и исследования ФОМ. Наложение необходимости действовать в новой ситуации плюс технологические навыки привели ко взрыву в интернет-торговле. Интересно, когда угроза ковида миновала, снижения спроса не произошло. Люди приобрели новый социальный опыт, оценили достоинства и эффективность работы системы, интернет-торговля предоставила смешанные возможности, например, возврат товаров. Новые технологические решения обеспечили успех сетям. Кроме того, большую роль сыграло приобретённое доверие пользователей. Накопился позитивный социальный опыт (негативный тоже, но в меньшей степени), который позволил перевести взаимодействие граждан с интернет-торговлей на качественно новый уровень. Теперь это устойчивый приобрётенный социальный стандарт».
Елена Румянцева связывает продолжающийся рост объема онлайн-покупок товаров и услуг с общемировыми тенденциями: «Во всём мире, не только в России, всё большее количество потребителей предпочитает совершать онлайн-покупки, чем тратить своё время на поездки по магазинам. Рост обусловлен надежностью e-commerce, привлекательностью условий и цен, ведь во многих магазинах, кроме традиционных акционных предложений по товарам предоставляются промокоды и солидный кешбэк, ответственным отношением к подбору продукции по заказам (свежая, с хорошими сроками годности, привлекательная по внешнему виду, красиво упакованная) и возможностью экономии времени. Купив однажды, покупатели остаются в этом сегменте, а не разочарованно уходят из него. Если бы этих преимуществ не было, онлайн-покупки обсуждались бы исключительно как сфера скандала, и покупатели старались бы избегать их. Онлайн-торговля выполняет функцию продвижения товаров, а значит – роста уровня жизни по всей территории России», — констатирует эксперт.