Уж все, как кажется, известно под Луной, кроме Интернета и движущегося созвездия спутников Starlink в виде небесного поезда. Но перемены множатся в геометрической прогрессии, а их направление меняется, вселяя в нас тревожность и ощущение угрозы нашему существованию. Чем же отличается страх от тревоги? Боимся мы чего-то вполне определенного, а вот тревожимся именно из-за неизвестности и новизны. Ведь даже лучшее – враг хорошего, а если нам кажется, что будет не лучше, а хуже, то что уж тут говорить…

Для того чтобы так казалось, достаточно увлечься новостями и политикой. Эта инфосфера привлекает и, самое главное, удерживает внимание аудитории именно за счет негативных эмоций. Тревога, страх, гнев, раздражение, жажда справедливости – все это довольно сильная нагрузка на наши нейромедиаторы, потому что затрагивает она в первую очередь вопрос выживания в нашем подсознании. Не идут ли враги, не крадется ли вор, не бродят ли дикие звери? Все это имело первостепенное значение, отойдя на второй план каких-то пару веков назад, уступив внешне место высоким морально-этическим ценностям и эстетике.  

Наше сознание является сложным механизмом с непростой архитектурой. Нервная система, распределенная по всему телу с центром управления в головном мозге и основными рецепторами на голове, плюс эндокринная система. Первая считывает информацию из окружающего пространства и внутренних химических посылов в виде нейромедиаторов (гормоны, пептиды и прочее), производимых второй. А эндокринная система, в свою очередь, производит то, что формируется запросом в нервной системе, исходя из обработанной ею информации, поступившей от органов восприятия. И чем меньше мы пребываем своим вниманием в здесь-и-сейчас, воспринимая насущную информацию, тем больше мы находимся в замкнутом круге обид на прошлое и волнений за будущее.

Вся эта машина состоит из нашего сознания, способного наблюдать, помнить, воображать и анализировать, а также из подсознания и сверхсознания, которое еще называют коллективным бессознательным или, если так более удобно – коллективным разумом. Подсознание практически не в состоянии отличить сигналы рецепторов, то есть реально происходящие с нами здесь и сейчас события от представленных, надуманных и, тем более, увиденных и услышанных по телевизору. Также оно постоянно настроено на то, чтобы просеивать через некий фильтр информацию на предмет ее необходимости в данной ситуации. При этом именно негативная информация в данном случае как источник опасности попадает в наш «аналитический отдел», порождая нескончаемые тревоги. И тут же нам предлагаются решения и защита от всех постигших нас проблем в виде политиков, которые для того и нужны, чтобы защищать народ. От кого, зачем и как – не детализируется. Внешний враг, нависшая угроза и объединение в едином порыве.

Многим людям нравится такое состояние ума, оно держит в тонусе, в пиковые моменты обращаясь и к религии, основанной на образе идеального родителя, которого так не хватало и не хватает до сих пор. Стариков это вообще часто держит на плаву и в живых: они могут виртуально решать судьбы державы и всего мира, хватаясь за сердце и трясясь губами в неистовой страсти героя в битве. Так они чувствуют себя живыми, а когда ходят на выборы – еще и нужными. Конечно, это здорово подсаживает и без того угробленное здоровье, но иначе эти люди себе жизнь и не представляют. «Ты здесь живешь и обязан знать, что тут происходит!» – кричат они в лицо всем, кто просит выключить новости.

Система отлажена самой природой, она совершенна и неизменна. Можно менять ее части, методы и скорость коммуникации, технологии и прочее, но скелет остается неизменным. Политика – это просто высшая лига бизнеса и ничего более. Большая игра в царя горы с такими рычагами финансов, и силы, и размеры которых просто уходят за горизонт понимания в представлении тех, кто не удосужился самостоятельно разобраться в вопросе. Планета разделена на условно ограниченные территории, которые контролируют группы вооруженных самцов. Угрожая применением силы, они защищают жителей от других вооруженных самцов, на самом деле просто собирая налоги. Простой крестьянин, не следящий за новостями, твердо знает: белые пришли – корову забрали, красные пришли – корову забрали. Разницы нет никакой, кому платить дань.   

Люди же образованные и следящие за политикой думают, что разница есть. Что выборы представителей для голосования за вопросы что-то решают не хуже референдумов. Что вокруг враги и внутри тоже враги-сепаратисты. Что родина – это самая лучшая территория с самыми лучшими жителями, у которых самая лучшая культура, язык и ценности в виде флага, герба и гимна. У других – совсем не тот кайф, и вообще они – нерусь. И так считает каждое объединение людей по любому принципу. Именно об этом пословица «разделяй и властвуй», потому что если объединять, властвовать не удастся.  

Истинная демократия состоит в том, что все граждане до единого участвуют в принятии решений путем голосования по конкретным вопросам. Раньше это были тысяч 5 жителей города, поэтому технически это было возможно. Потом народу прибавилось, их стало легче разделять и предложить выбирать тех, кто будет решать за всех. Так длилось очень много веков. И вот настал момент, когда мы можем голосовать миллионами и миллиардами, пользуясь уникальной идентификацией по отпечаткам пальцев и рисункам радужки глаз, да хоть по ДНК. И все это можно легко и надежно защитить технологией блокчейн. Также можно пользоваться для расчетов драгметаллами и криптовалютой, ценность которых неизменна и не подвержена инфляции. Но это если всем взяться за руки и сделать себе хорошо в едином сотворческом порыве. А поскольку задача пока не в этом, а в том, чтобы разделять и властвовать, то мы имеем то, что имеем.

Андрей Ягодзинский - психолог

Андрей Ягодзинский

Автор статьи

Андрей Ягодзинский