Некоторые эксперты по-прежнему не отказывают ему в праве считаться преемником

В России, как в византийской стране, обычно в политике действует правило «все или ничего». Если кого-то с самого верха отправляют в отставку, то как правило, тот теряет все свое влияние. Вчерашняя отставка Дмитрия Медведева с поста второго человека в стране некоторые наблюдатели поначалу расценили как уход его на политическую пенсию. Так отнеслись к  заявлению президента Владимира Путина о намерении ввести новую должность зампредседателя Совета безопасности и назначить Медведева на этот пост.

Оппозиционер Алексей Навальный в Twitter отреагировал на это просто: «Ха-ха-ха». Его представитель Кира Ярмыш посетовала: «Мне даже как-то обидно немного за Медведева. Всего несколько часов прошло с отставки, как он уже предан и позабыт, а Мишустин оказался вместилищем всех достоинств».

Главный редактор «Эха Москвы»  Алексей Венедиктов назвал новую должность Медведева постом «прокси-вице-президента». 

«Московский комсомолец» разглядел мимику Медведева на видео из Манежа, где с посланием Федеральному собранию и выступал президент, в момент, когда он говорил о новом механизме утверждения Госдумой премьера: «Эти слова теперь уже бывший премьер слушал с явным волнением, у него дрожали губы. На кадрах же совместного заявления Медведева и Путина Дмитрий Анатольевич также был далек от невозмутимости, проделывая довольно нервные движения руками», утверждает ресурс. 

Сегодня официальный сайт партии «Единая Россия» сообщил, что Медведев остался и председателем этой партии. Об этом заявил секретарь генерального совета  Андрей Турчак. 

«Должность заместителя председателя Совета безопасности не предусматривает никаких законодательных ограничений в части совмещения с должностью председателя политической партии. Поэтому Дмитрий Анатольевич Медведев остался председателем «Единой России», — подчеркнул Турчак.

Это, казалось бы, самое странное. Что, в первую очередь, нужно апгрейдить из институтов власти, так это низкорейтинговую «Единую Россию», учитывая планируемые через полтора года выборы в Госдуму. Госдуму  уже не декоративную, а с усиленными полномочиями.  Это здесь нужен свой суперуспешный условный «Мишустин», который бы оставил парламент под контролем Кремля. Однако руководить партией  остается Медведев.

Политолог Федор Крашенинников считает, что переход на новый пост  Медведева — это основательный удар по его имиджу. В этом он видит «часть активных действий президента по сохранению себя во власти на неопределенный период времени в будущем, и сейчас будет очень много показательных шагов. Правительство, очевидно, будет объявлено «козлом отпущения» — населению покажут, что это Медведев и его команда во всем виноваты. Новому правительству, как обычно, нужно дать карт-бланш, подождать, пока люди войдут в курс дела, и все социальные предложения Путина будут реализованы».

Эксперт считает  это хорошей популистской мерой: «Чтобы поднять уровень доверия населения к власти, чтобы люди чего-то ждали и потерпели еще немного. Ради этой цели пожертвовали непопулярным, неэффективным правительством Медведева и самим Медведевым, потому что для человека, который был президентом и премьер-министром, пост зампредседателя Совета безопасности — это даже стыдно».

Однако другие положение бывшего премьера оценивают более взвешенно.

Медведев не уходит из большой политики и остается в ближнем круге Владимира Путина, заявил «Коммерсанту» декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов: «Сейчас в обществе сложилось определенное протестное настроение, и долгое время правительство Дмитрия Медведева играло роль громоотвода. Оно эту роль, собственно, выполнило, поэтому решили поменять лица, продемонстрировать некоторые политические и аппаратные изменения. Кроме того, после громкой инициативы по внесению поправок в Конституцию нужно было продемонстрировать решимость президента реализовать эти существенные политические и социально-экономические реформы». 

Пост зампредседателя Совбеза для Дмитрия Медведева— «это довольно значимая позиция. Председателем Совета безопасности является Владимир Путин, то есть фактически Медведев будет вторым человеком в плане курирования силовиков. С точки зрения реальных полномочий, а также в условиях мобилизации в России и за рубежом это дорогого стоит», полагает Шатилов.

«Я сторонник той версии, что через четыре года, несмотря на его непопулярность сегодня, президентом, скорее всего, станет вновь Дмитрий Медведев, поскольку только ему доверяет Владимир Владимирович Путин, — заявил «Росбалту» политолог Виталий Камышев. — Уже была «рокировка» 2008 года, в которой, Медведев вел себя достойно, как добрый честный человек. Скорее всего, он будет президентом с несколько ограниченными полномочиями. А Путин возглавит Госсовет. Премьерство, тем более, в таком возрасте — не царское дело: там будет какой-то «консильери» типа Михаила Мишустина». 

А директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов вообще заметил, что Дмитрию Медведеву создан по сути вице-президентский пост с очень большим влиянием.

Борис Куркин

Автор статьи

Борис Куркин