19 апреля 2019 года главный акционер банка «Югра» Алексей Хотин был задержан и заключен под домашний арест до 18 июня. В отношении него возбудили уголовное дело по факту растраты средств банка на сумму 7,5 млрд рублей. Повторное заседание по делу Хотина состоялось 11 июня, на 7 дней раньше срока. Суд решил продлить домашний арест до 18 сентября 2019 года
По информации издания «Московская газета», перенос заседания на более ранний срок совпал с началом выплат пострадавшим вкладчикам банка. АО «Комплексные инвестиции», которое инсайдеры связывали с Хотиным, объявили о намерении выплатить долги «Югры» в полном объеме. С 3 июня выплаты начались, и как раз в этот день в суд было подано ходатайство о переносе сроков заседания.
На заседании в Басманном суде Алексей Хотин подтвердил, что является совладельцем компании «Комплексные инвестиции». Бизнесмен просил изменить меру пресечения, чтобы иметь возможность включиться в рабочий процесс и заниматься выплатами, однако суд оставил меру пресечения прежней.
Ситуация вокруг банка «Югра» широко освещалась в СМИ и была беспрецедентной на финансовом рынке России. Однако, несмотря на подробности, которые появлялись в информационном пространстве, в истории падения «Югры» остается много «белых пятен».
Вообще положение банка «Югра» с приобретением его Хотиным в 2012 году кардинально изменилось. За короткий срок кредитная организация сделала огромный рывок. После смены руководства «Югра» выбралась из третьей сотни рейтинга в первую тридцатку банков, активы организации выросли в 38 раз. И такая стремительная динамика взлета продолжалась несколько лет.
Начало 2016 года «Югра» вдруг встретила рекордными убытками, и работой финансового учреждения заинтересовался регулятор банковской деятельности. Причиной отрицательной динамики в кредитной организации назвали формирование резервов под возможные потери. Закончился 2016 год чистым убытком в 32 млрд рублей, случилось это по той же причине – формирование резерва. Однако банк работу не прекращал.
В 2017 году в работе кредитной организации произошел сбой, вызванный техническими причинами. После этого последовала проверка, которая, впрочем, не выявила нарушений в работе банка. И вдруг через несколько месяцев после проверки, 10 июля 2017 года, в банке появляется временная администрация, подконтрольная «Агентству по страхованию вкладов» (АСВ), то есть началось внешнее управление организацией, при котором под запретом оказались выплаты вкладчикам.
Введение временной администрации было объяснено тем, что «Югра» не уложилась в предписанный срок по предоставлению отчетности, сведения в которой, к тому же, содержали недостоверную информацию. Также представители регулятора говорили о возможных выводах средств банка и других подозрительных операциях, которые, впрочем, не подтвердились сотрудниками МВД.
Уже 28 июля 2017 года у банка была отозвана лицензия, и направлен иск в суд о ликвидации организации. Причиной отзыва лицензии указывалось размещение денежных средств населения в активах неудовлетворительного качества. Однако СМИ писали, что формально причиной стала финансовая «дыра» в капитале банка.
Перед отзывом лицензии у банка временной администрацией были выпущены три приказа, которые способствовали существенному уменьшению стоимости собственных средств кредитной организации, в том числе, одним из приказов была снижена стоимость 29 объектов недвижимости более чем в три раза, по мнению экспертов отрасли (с 16,4 млрд до 5,2 млрд рублей). Также временная администрация требовала расформировать резервы по форвардным контрактам (на сумму 13 млрд рублей) и сформировать резервы под возможные потери по ссудам (на сумму 5,3 млрд рублей). По исполнению приказов временной администрации капитал банка получил провал на сумму более 7 млрд рублей, сообщили «Известия».
Напомним, что Алексею Хотину инкриминируют растрату именно 7,5 млрд рублей!
Любопытный факт приводит издание «Московская газета», ссылаясь на Bankir.ru: ликвидация была начата еще до принятия решения по иску в суде. «Югра» пыталась через Генпрокуратуру опротестовать приказы регулятора, и ведомство, создав прецедент, поддержало сторону банка. Генеральная прокуратура требовала отмены приказов о введении временной администрации и запрете на выплаты вкладчикам. В прокуратуре посчитали, что банк финансово устойчивый, да и нарушений в ходе проверки не было.
«Югра» неоднократно пыталась обратиться в судебные инстанции. Отзыв лицензии банк пытался оспорить через Арбитражный суд Москвы. После этого обращались в Конституционный суд РФ, однако КС посчитал, что дело не в его компетенции.
Люди из близкого окружения Хотина рассказали «МГ», что расчет с пострадавшими вкладчиками для него – вопрос репутации. Руководитель московского подразделения АО «Комплексные инвестиции» Сергей Лаптиев в интервью «Московской газете» подробно рассказал о том, как кредиторы могут получить выплаты. Предложение от «Комплексных инвестиций» интересно, в первую очередь, тем, что сумма долга вкладчикам будет выплачена полностью. Большая часть кредиторов «Югры» должны получить свои деньги уже в течение первого года.