Фото: "Пятый угол"
По мнению эксперта, пострадают самые уязвимые слои населения: пенсионеры, многодетные семьи, получатели социальных выплат
С 1 января 2026 года в России планируется отменить действующую льготу по НДС для операций эквайринга, процессинга и сервисных услуг по передаче и обработке данных между участниками расчетов. Вместо нулевой ставки хотят вести 22% — одно из самых высоких значений в мире. Решение принимается с целью пополнить бюджет, но на практике последствия для бизнеса и потребителей могут быть весьма печальными. Особенно, если рассматривать возможный рост цен в Приморье, которое опережает другие регионы по стоимости продовольствия.
Удорожание тарифов
Законодательная инициатива Государственной Думы относительно отмены льготы НДС вызвала оживленную дискуссию среди участников финансового рынка.
«Исторически сложилось, что налоговая льгота, действующая с 2006 года, сыграла значительную роль в развитии системы безналичных расчетов в Российской Федерации. За прошедший период страна достигла заметных успехов в области цифровизации платежной инфраструктуры. Согласно последним данным, опубликованным Центральным банком, доля безналичных операций в общем объеме розничного товарооборота устойчиво превышает 85%, что свидетельствует о глубокой интеграции современных платежных технологий в экономику», — отметила к.э.н., доцент кафедры общего и проектного менеджмента факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при правительстве РФ Эльмира Мухаррамова.
По мнению аналитиков, планируемая отмена льготы по НДС на операции эквайринга, процессинга и сервисов обработки данных приведет к удорожанию тарифов для банков.
«Предварительные оценки указывают на возможное увеличение эквайринговых комиссий в диапазоне 0,3-0,5 процентных пункта от текущего уровня, который обычно составляет 1,5-2%», — говорит Эльмира Мухаррамова.
«Это неизбежно отразится на стоимости безналичных транзакций для бизнеса и конечных потребителей», — считает аналитик финансового маркетплейса «Банки.ру» Эряния Бочкина.
Кто пострадает в первую очередь
Главные «платёжеспособные жертвы» нововведения — ритейлеры, особенно малые магазины, кафе, аптеки и точки общественного питания.
Что касается диапазона возможного удорожания, то, по мнению экспертов, издержки вырастут как для бизнеса, так и для конечных потребителей, итоговые цены просто вырастут.
По словам Эльмиры Мухаррамовой, для продовольственной розницы, где наценки минимальны, а доля безналичных платежей высока, рост цен на отдельные категории товаров может составить до 3%, так как бизнес будет вынужден компенсировать потерю маржинальности.
Причем, Приморье и так лидирует по росту цен на продовольствие среди других российских регионов. По данным Росстата, месячный прирост цен в Приморском крае зафиксирован на уровне 0,61%.
Естественно, дальнейшее удорожание неизбежно, так как для торговли прямые операционные расходы на эквайринг вырастут на 0,3-0,5 процентных пункта. Банки и процессинговые компании, не имея возможности компенсировать рост издержек через вычеты, передадут нагрузку в тарифы. По оценкам специалистов, совокупная дополнительная налоговая нагрузка на рынок составит около 200 млрд рублей в год.
«В случае отмены льготы рост расходов может составить порядка 20-22% к текущим ставкам эквайринга», — заметила Эряния Бочкина.
Член Общественной палаты Приморского края, заместитель председателя комиссии по содействию экономическому развитию Марина Семенова, считает, что рост тарифов на эквайринг и процессинг ожидается в диапазоне 18-22%:
«В сочетании с другими факторами инфляции — такими как рост тарифов ЖКХ, транспортных расходов и логистики — подобное удорожание окажет давление на самые уязвимые слои населения: пенсионеров, многодетные семьи, получателей социальных выплат».
Негативный эффект
Особый интерес представляет позиция Банка России, который высказал свои соображения относительно потенциальных последствий предлагаемых изменений. В частности, Центральный банк РФ, а также Ассоциация банков России и крупнейшие платёжные системы уже заявили об остром негативном эффекте этой меры, подчеркнув её противоречие стратегическим целям по развитию безнала и финансовой грамотности.
«Банк России, выступая с конструктивной позицией, акцентирует внимание на важности сохранения доступности платежных услуг для всех категорий потребителей и необходимости продолжения системной работы по развитию национальной платежной инфраструктуры. Регулятор отмечает значимость сохранения преемственности в реализации долгосрочной стратегии развития финансового сектора», — рассказала Эльмира Мухаррамова.
По мнению Эрянии Бочкиной, эффект от нововведения может быть неоднородным, поскольку банки будут стараться удерживать комиссионные в конкурентных диапазонах, а часть нагрузки попытаются компенсировать за счёт урезания программ лояльности, кешбэков и бесплатных сервисов.
«Также возможна корректировка продуктовых стратегий банков, сдвиг фокуса в сторону платных пакетов обслуживания и, вероятно, торможение развития инновационных платежных сервисов», —считает аналитик финансового маркетплейса «Банки.ру».
Что делать бизнесу?
Марина Семенова напомнила, что, несмотря на ужесточение налогового режима, государство сохраняет ряд инструментов поддержки предпринимателей:
- гранты и субсидии — до 500 тыс. рублей (в отдельных регионах — до 1 млн), особенно для социального и молодёжного предпринимательства;
- льготное кредитование — по ставке «ключевая + 2,75–3,5%» на инвестиции и оборот;
- снижение порога обязательной уплаты НДС — с 60 млн до 10 млн рублей годового дохода, что даст дополнительное время для адаптации;
- налоговые каникулы для начинающих предпринимателей и субъектов на специальных режимах;
- консультационная поддержка по оптимизации налоговой нагрузки и переходу на более эффективные режимы учёта.
«Кроме того, ведутся переговоры о возможном снижении интерчейндж-комиссий для социально значимых отраслей — образования, здравоохранения, ЖКХ», — поясняет Семёнова.