Защита Медведева указывает на несостоятельность доказательной базы обвинения, возможное намеренное затягивание дела и нарушения уголовно-процессуального кодекса

Как стало известно ранее, Следственный комитет предъявил в окончательной редакции обвинение предпринимателю Олегу Медведеву и другим фигурантам уголовного дела. 

Медведеву инкриминируют совершение преступлений по криминальным статьям — «Убийство двух и более лиц» (ч. 2 ст. 105 УК РФ) и «Занятие высшего положения в преступной иерархии» (ст. 210.1 УК РФ). Других фигурантов обвинили в убийстве, похищении людей, вымогательстве, незаконном обороте оружия и наркотиков, уничтожении чужого имущества и иных преступных деяний.

Напомним, Олег Медведев, носивший ранее фамилию Шишканов, был задержан в июле 2019 года. С тех пор он находится под стражей, несмотря на многочисленные просьбы и ходатайства о смягчении меры пресечения.

Сам Медведев считает странным обвинение в занятии им высшего положения в преступной иерархии. Данная норма вступила в силу только в прошлом году, но ему, по его словам, инкриминируют действия, совершенные до этого времени. Закон о наказании для воров в законе президент России Владимир Путин подписал в апреле 2019 года. Статья 210.1 УК РФ предусматривает до 15 лет лишения свободы. Ранее приговоров по этой статье не было. Тем более, по словам самого Медведева, в конце зимы 2019 он повредил спину во время спортивных занятий и до задержания в основном находился дома. Поэтому он был просто не в состоянии за несколько месяцев что-либо создать и возглавить.

Как указывал «Коммерсантъ», защита Медведева заявляла суду, что все обвинения в его адрес — не более чем описание слухов, которые ходили в 90-х годах. На то, что доказательства участия в преступлениях строятся лишь на публикациях в СМИ и показаниях правоохранителей, заявлял и сам предприниматель. По его словам, он так и не понял, за что его задерживали сразу 60 бойцов ОМОНа.

Как передает слова его защитника Елены Сениной агентство «Ежедневник Фарсёр», следствие могло намеренно затягивать процесс, так как у него не было достаточных доказательств вины по делу Медведева. 

8 октября суд отклонил просьбу защиты провести очные ставки обвиняемого со свидетелями и другими фигурантами дела и пригласить представителей потерпевших, что, по мнению адвоката, сыграло бы значимую роль при принятии справедливого решения. Тогда Медведеву продлили арест еще на три месяца.

В разговоре с корреспондентом «Московской газеты» Елена Сенина отметила, что, по ее мнению, следствие может вестись однобоко, с обвинительным уклоном, а действия следователей, как она считает, могут нарушать нормы УПК РФ. 

Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко указала на двойственность трактовки данного случая. По ее словам, с одной стороны, согласно ст. 10 УК РФ, закон, устанавливающий преступность деяния, обратной силы не имеет. Соответственно, если допустить, что обвиняемый мог стать лидером преступного сообщества еще в 90-х годах, то статья 210 УК РФ, вступившая в силу 12.04.2019, формально к нему неприменима. В то же время, в уголовном законодательстве есть такое понятие как длящиеся преступления. Если на момент его привлечения к ответственности по 210.1 УК РФ гражданин все еще якобы был лидером ОПГ и продолжал занимать высшее положение в преступной иерархии, то тогда статья все же может применяться. При этом, по словам юриста, доказательства из 90-х годов прошлого века не означают, что и сейчас гражданин продолжает руководить неким сообществом.

Другой защитник Олега Медведева, Сергей Рагозин, направил обращение в СПЧ при президенте РФ. Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод отметил, что в обращении говорится о том, что следствие, возможно, без объяснения причин отводит вопросы защиты, что постановление о проведении экспертиз не предоставлялись обвиняемому и защите. Еще одним нарушением могло быть то, что допросы, как указывалось в обращении, якобы проводились без перерыва на обед и отдых обвиняемого, что тоже является нарушением его прав. 

Не вдаваясь в состав обвинения Медведева, правозащитник отметил, что нужно исходить из того, что все граждане Российской Федерации равны перед законом, каждый имеет права, в том числе и право на безопасность, оказание медицинской помощи, право на отдых, на справедливое отношение со стороны государственных органов, в том числе и следствия. 

Брод заявил, что также намерен обратиться к уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой, главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, генеральному прокурору, руководству ФСИН, поскольку речь идет о проблемах содержания в изоляторе, а также в Общественную наблюдательную комиссию Москвы, чтобы они смогли посетить обвиняемого и проверить условия его содержания. 

И все же главный вопрос, на который пока нет убедительного ответа: почему уголовное преследование Олега Медведева началось только сейчас, если следствие утверждает, что «лидером ОПГ» он якобы стал более двух десятков лет назад? Есть информация, что ряд экспертиз, положенных в основу обвинения, могли быть проведены еще 6-8 лет назад. Для чего все это время они лежали «в столе»?

Источники «Московской газеты», знакомые с ситуацией, предполагают, что все дело в том, что успешный бизнес Медведева возможно кому-то пришелся по душе. Известно, что в своем Раменском районе он был не только крупным бизнесменом, но и меценатом, тратя колоссальные суммы на благотворительность, и главным образом на развитие спорта. В частности, Медведев обеспечивал футбольный клуб «Сатурн». Был другом многих известных людей. Как недавно заявила его адвокат Елена Сенина, все они и сейчас не поменяли своего мнения об ее подзащитном. Ранее поручителями Медведева, в частности, выступили Валерий Газзаев (депутат Госдумы от «Справедливой России»), Юрий Семин (бывший главный тренер столичного «Локомотива») и Борис Игнатьев, а также народные артисты России Лев Лещенко и Александр Серов, певица Любовь Успенская.

Денис Калугин

Автор статьи

Денис Калугин