Ни для кого не секрет, что мышление – сложный процесс. Его изучением уже давно занимаются биологи, физиологи, антропологи, другие специалисты. Открытием XXI века в сфере нейронаук стала дефолт-система мозга (default mode network, или DMN). В течение последних 20 лет количество исследований и научных публикаций на эту тему выросло в разы. Нейропсихолог Дмитрий Макарчук раскрыл значение модного термина
«DMN или дефолт-система – это так называемый «пассивный» режим работы мозга, он включается в состоянии абсолютного покоя, когда нам не надо решать задачи взаимодействия с внешней средой. Нередко в быту кто-то из близких может сказать вам: «О чем ты задумался, где твои мысли?». Вот в этом состоянии блуждающих мыслей, когда вы вроде бы ни о чем конкретном не думаете, погружены в себя, ваш мозг очень активен – он занят обработкой информации и распределением ее по ячейкам, — рассказывает эксперт. — Исследователи выяснили: в состоянии дум «ни о чем», грез наяву человек, как оказалось, проводит до 46 процентов сознательного времени».
По его словам, история открытия дефолт-системы мозга восходит к пятидесятым годам прошлого века. Группа американских ученых под руководством Леонида Соколова выяснила, что мозг в состоянии бездействия потребляет больше кислорода и энергии, чем мозг, занимающийся решением какой-то сложной логической задачи. К похожим результатам пришел уже в 90-е годы другой американский ученый Бхарат Бисвал. В 1997 году Гордон Шульман доказал экспериментально, что в состоянии покоя мозг наиболее активен. Наконец, в 2001 году группа исследователей медицинского факультета Вашингтонского университета во главе с Маркусом Рейчелом изложили теорию DMN публично. С тех пор ученых волнует перспектива использования дефолт-системы как в научно-познавательных, так и в медицинских целях – в том числе, для лечения амнезии, паркинсонизма, возрастных патологий.
Дмитрий Макарчук пояснил, что в настоящее время многие ученые, опираясь на данные Рейчела, придерживаются рассмотрения функциональности мозга через три системы. Первая отвечает за внимание, концентрацию, выявление значимости объектов, вторая занимается «исполнением приказов», а третья (дефолт) обрабатывает поступающие сигналы. В ходе изучения было выяснено, что дефолт-система имеет больший объем в структурах мозга, чем другие: «Сеть участков DMN взаимодействует друг с другом, охватывая вентральную часть поясной извилины, часть полушарий, височно-теменной нейронный узел, в то время как сигналы других систем располагаются в префронтальной и фронтальной корах, дорсальной части поясной извилины. При этом в спокойном, незагруженном режиме дефолта мозг может обрабатывать до 200 различных разрозненных элементов одновременно, в то время как режиме включения и напряженной работы таких интеллектуально значимых элементов может быть до 25».
Собеседник «Пятого угла» отметил, что у животных, живущих в стае, например, у волков, дефолт-система является главной. Хищники гораздо быстрее могут считать невербальную информацию от сородичей и действовать, исходя из нее. Длина клыков, густота шерсти, линия хвоста, реакция на поведение вожака определяют, куда повернуть при беге, как обойти опасность, остаться живым.
Дальнейшее изучение дефолт-системы, по мнению нейропсихолога, будет протекать через эксперименты с использованием цифровой аппаратуры – позитронно-эмиссионной, магнитно-резонансной томографий, также других высокоточных технологий записи электронных сигналов мозга. Так как было доказано, что дефолт-система управляет всеми неосознанными действиями, совершаемыми человеком, это создало противоречие некоторым направлениям в психологии, бихевиоризму в частности. Следовательно, задачей ученых в ближайшее время, станет пересмотр других психологических теорий, объясняющих работу сознания и подсознания.