Когда человек рождается, его лицо – словно чистый лист. Лицо пожилого человека, испещренное морщинами, напоминает ландшафт, где высечены возвышенности и впадины. Они появились постепенно, ведь время запечатлевает жизненный путь на каждом миллиметре кожи. Никто не оспаривает тот факт, что мысли, чувства, состояния и переживания оставляют свой след на лице. Специалист в области нейропсихологии и когнитивной психопатологии Дмитрий Макарчук приоткрыл тайну появления эмоциональных знаков

Прежде всего, собеседник издания «Пятый угол» обратил внимание на феномен возрастного человеческого лица.

«Замечали ли вы, что лица пожилых бывают очень разными? Их можно рассматривать и читать – как открытую книгу – в которой есть место всему спектру человеческих чувств и эмоций, пояснил он. Известный художник-передвижник Илья Ефимович Репин был мастером портрета, а еще, как мне думается, великолепным психологом. Многие его модели, известные люди, боялись попасться ему «на карандаш», откладывали написание своих портретов. Репин отлично считывал внутреннюю сущность человека, видел насквозь сложную жизнь ума и сердца, угадывал драму личной судьбы. Один современник даже назвал его великим «щупальщиком существа человеческого».

Чтобы понять процесс формирования эмоций на лице, эксперт предлагает вспомнить детали анатомического строения.

«Форма черепа у среднестатического индивида формируется к 14 годам, до 20 лет нос и подбородок приобретают особую четкость, появляются первые мимические морщины. С 20 до 30 лет окончательную форму приобретает овал лица, его контуры четкие, а глаза яркие и выразительные. К 45 годам морщины покрывают лоб, веки, носогубную область, овал постепенно расплывается, виски и глазные яблоки, наоборот, резче очерчиваются. К 60-ти более глубокие морщины покрывают лоб, переносицу, надбровье, а веки и мочки ушей становятся более объемными. Наконец, в возрасте 80 лет сетка морщин – крупных и мелких – покрывает все лицо, утончаются губы, глазницы углубляются», – поясняет Дмитрий.

Нейропсихолог отметил, что наблюдательные люди, даже не обладая знаниями по психологии, могут считывать лица других.

«У нас срабатывает механизм распознавания эмоций. В деталях выражение эмоций на лицах разных людей отличается, но общая картинка всегда примерно одна и та же. Эмоция – не только сигнал о себе, но и сигнал окружающим о том, как человек готов с вами взаимодействовать. Действует здесь и принцип зеркальных нейронов, когда эмоция не просто читается, но и проживается на бессознательном уровне».

«Если говорить в целом, то фоновая неприятная эмоция, выражаемая в течение длительного времени, застывает напряжением. Например, злость фиксируется в нижней части челюсти, страх и грусть – в сведении бровей, презрение – в изгибе губ. Все эти эмоции переживаются нами, конечно, в разные периоды жизни, но самые продолжительные как бы «впечатываются» и влияют на черты лица», – уточнил собеседник.

Также Макарчук подчеркнул, что левая и правая половины лица бывают асимметричны. Левая половина лица и тела считается женской, она контролируется правым полушарием мозга, отвечающим за эмоциональное, чувственное и образное познание мира. Правая половина, управляемая левым полушарием мозга и функционально связанная с логикой, структурностью, традиционно считается мужской. Стоит обратить внимание на то, какая часть лица имеет больше родинок, выпуклостей или впадин, морщин, других отметин.

Специалист предложил провести небольшой тест с зеркалом:

«Нужно сесть так, чтобы видеть сначала только одну половину лица, а затем вторую. Можно попробовать поговорить поочередно со своей «внутренней женщиной» и с «внутренним мужчиной».Тут бывают удивительные открытия, так как эмоции и разум вступают в диалог».

В завершение разговора Дмитрий Макарчук посоветовал не только изучать лица других людей, но и почаще смотреть на свое лицо в зеркало, отслеживая «печати» собственных эмоций.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова