Термин «апофения» стал чаще встречаться в поисковых запросах. Специалисты связывают этот факт с популярным мини-сериалом «Ход королевы», где апофенией, в том числе, объясняется гениальность юной героини. Нейропсихолог Дмитрий Макарчук объяснил суть феномена и возможности его использования

«Апофенией принято называть психическое переживание, которое может быть у любого человека в разные периоды его жизни. В сфере нейронаук апофению относят к особенностям процесса мышления, изучая с точки зрения активности определенных мозговых структур. Справедливо сказать, что это одновременно и психическое, и когнитивное явление, а впервые описал его немецкий психиатр Клаус Конрад в середине прошлого века», — рассказывает специалист. 

По словам эксперта, апофения – такое состояние, когда человек обнаруживает в окружающих предметах образы и пытается найти взаимосвязь между ними: «Например, гуляя в парке, в срубленном пеньке вы вдруг видите очертания лица, в облаках над головой – изображения животных и т д. Кроме того, апофения означает поиск взаимосвязи между внешне не связанными объектами, наделяя их значимостью». 

Дмитрий Макарчук убежден, что данное явление принадлежит к категории магического мышления, так оно задействует древнейшую лимбическую структуру мозга. Первобытные охотники владели высокой наблюдательностью и звериным чутьем, что позволяло им выживать в опасной среде и добывать пищу: «Допустим, шорох веток может восприниматься как приближение хищника или как порыв ветра, и только от индивидуальной «настройки» охотника зависит, будет ли он съеден или принесет добычу домой». 

По мнению эксперта, склонность к апофении определяется уровнем гормона дофамина и скоростью взаимодействия нейромедиаторов. В научной литературе описаны случаи, когда апофения помогала человеку сделать правильный выбор, избежать опасности. Но иногда и приводила к нарушениям восприятия реальности, провоцировала психические заболевания. Сопутствовали этому зависимость от химически активных веществ, порождающая «системную кластерную иллюзорность», застревание в состоянии, когда образы мерещатся везде. Отличить апофению от начинающегося психического расстройства можно на основе поведенческих тестов и ЭЭГ-активности участков мозга. 

В истории психологии и философии к теме апофении обращались многие, отмечает нейропсихолог. 

«Например, Юнг ввел понятие «синхронизации». Американский историк Шермер говорил о способности человека с стереотипированию, или наделению предмета несуществующими качествами. Роршах разработал систему психологических тестов на основе толкования чернильных пятен и клякс. Современное увлечение метафорическими картами в психотерапии также отсылает нас к апофении, — считает собеседник «Пятого угла». — Частые примеры необычной образности встречаются у писателей. Апофеническими метафорами наполнены произведения шведского мистика Стриндберга и романы Виктора Пелевина».

Интерпретацией окружающей среды и наделением ее особыми свойствами широко пользуются религиозные деятели, конспирологи, псевдоученые, политики и люди искусства, особенно кинорежиссеры. Но если для последних это вполне естественно, так как воображение подпитывается новыми впечатлениями от разных объектов, то для ученых вольная интерпретация фактов недопустима. Боец с лженаукой, кандидат биологических наук Александр Панчин назвал «Апофенией» книгу-расследование псевдонаучных гипотез. 

Дмитрий Макарчук отметил, что апофения продолжает оставаться белым пятном науки, так как находится на границе состояний от гениальности до патологии. 

«С одной стороны, это следствие эволюции сознания и показатель когнитивной пластичности, ведь мозг требует находить логику и взаимосвязь во всем. Нейропсихологами даже разрабатываются специальные упражнения для развития этого навыка. А с другой, СПГС (синдром придания глубинного смысла) говорит о некотором сбое в работе нашего «бортового компьютера», — заключил специалист. 

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова