В интернет-источниках или на форумах ЗОЖ встречается информация о том, что дофамин, серотонин и адреналин влияют на функционирование организма и даже на настроение человека. Часто их к относят к гормонам, что, по мнению экспертов, ошибочно. Нейропсихолог Иван Лаптев приоткрыл значение нейромедиаторов – важных компонентов нервно-психического здоровья человека
«Многим известно, что нервные клетки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Это происходит с помощью аксонов и дендритов – специальных передающих отростков от тела клетки к другому нейрону. Между ними расположена синаптическая щель шириной от 10 до 50 нм, где как раз и встречаются нейронные импульсы. Медиаторы – это химические вещества-посредники, они обеспечивают передачу возбуждения в химическом процессе синапса через попадание в синаптическую щель. После активации они возвращаются в клетку или разрушаются, — рассказывает специалист. — Сам нейромедиатор не является белком, за его работу отвечают белки разного назначения – среди них есть синтезирующие, отвечающие за доставку питательных веществ и активирующие нервную клетку».
Нейропсихолог рассмотрел три главных вида медиаторов, которые точнее называют нейромедиаторами. Дофамин отвечает за активность, моторику, обучение, поощрение мотивации: «Когда мы делаем что-то с пользой для жизни или просто получаем удовольствие от процесса, появляется чувство удовлетворения – своеобразное вознаграждение от нейронов. Для кого-то это может быть дописанный программный код, для кого-то удачный секс или вкусная еда. Вообще дофамин чаще рассматривают как мотиватор учебы и творческой работы. Его недостаток может приводить к депрессии или развитию болезни Паркинсона, а переизбыток приводит иногда к шизофреническим расстройствам».
Норадреналин, по словам собеседника «Пятого угла», отвечает за бодрствование, концентрацию и быстроту принятия решений. Этот нейромедиатор активизируется при стрессах или экстремальных ситуациях, он участвует в реакции самосохранения, заставляет человека «бить или бежать». Он может вызывать прилив сил и повышать агрессивность в поведении людей, так как снижает уровень страха. В теле ощущается через учащенное сердцебиение, повышение давления.
«У любителей экстрима — от сноубордистов до игроков казино — он зашкаливает, о чем свидетельствуют анализы их крови в период «подвигов». Любопытно, что после того, когда человек справился с опасной ситуацией, норадреналин может еще действовать. От уровня его содержания зависит и способность человека критически мыслить, анализировать окружающий мир. Повышенный уровень норадреналина может быть причиной распространенного диагноза современных школьников и некоторых взрослых — СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)», — поясняет И. Лаптев.
Про серотонин можно слышать намного чаще, чем про другие химические компоненты передачи импульсов. Иногда его даже называют «гормоном хорошего настроения», но это не совсем верно. Нейропсихолог уточняет, что серотонин – медиатор, который скорее восприимчивость к отрицательным эмоциям.
«Серотонин входит в группу моноаминов, поддерживая баланс норадреналина, дофамина, мелатонина, гистамина и других компонентов. Он влияет на двигательную активность. Также помогает организму самовосстанавливаться, снижает болевые ощущения и воспаления, влияет на либидо и сексуальное поведение, то есть, связан с вегетативной системой организма. Серотонин является предшественником мелатонина, который вырабатывается, главным образом, при соблюдении режима сна. Поэтому считается, что серотонин помогает регулировать циклы сна и бодрствования, и при этом улучшает когнитивные функции. Важно, что нехватка серотонина, нарушение баланса между различными эмоциями может привести к депрессиям, другим расстройствам. Помимо этого, у него немало еще функций», — отмечает нейропсихолог. — После того, как нейромедиатор выполнил свою функцию, он может либо разрушиться, либо может быть захвачен в пресинаптическую мембрану. Современная клиническая психология и психиатрия используют знания о роли нейромедиаторов. Принцип «обратного захвата» серотонина, например, лежит в основе производства препаратов (селективных ингибиторов обратного захвата серотонина) для лечения тревожных расстройств и депрессий.