Психологи давно изучили эту эмоцию и разложили ее на разные составляющие: причины, особенности выражения, характер проявления и т.д. Нейробиологи пошли дальше и проанализировали химический состав гнева, показав его влияние на физиологию организма. Иван Лаптев, нейропсихолог, сотрудник одной из научных лабораторий по исследованию мозга поделился последними данными по теме

Специалист уточнил, что есть интересные заключения российских исследователей по изучению мозга людей, склонных к гневливости как базовой эмоции. Ученые выявили, что у гневливых есть определенные стереотипы поведения, даже образ жизни, профессии, взгляды и ценности. Для таких людей конфликты и конкуренция – неизбежные спутники жизни, а стремление доказывать что-то или контролировать кого-то просто необходимы для «ощущения себя живыми». 

«Без стресса и вызова они быстро теряют свой внутренний стержень, у них может наступить даже субклиническое депрессивное расстройство, — уточняет собеседник «Пятого угла». — Так как люди с базовой эмоцией гнева постоянно испытывают раздражение, они умеют контролировать свое лицо. Однако при интенсивных раздражающих факторах контроль отступает, его сменяет эмоциональный взрыв, а после следует разрядка. Их лицо и тело, в целом, часто напряжены, а расслабление наступает только в комфортной и знакомой обстановке. Эти люди по определению недоверчивы, предпочитают работу с измеримыми показателями и конкретными обязанностями, часто имеют технические специальности. Они не любят перемены, спонтанные решения и инновации». 

В момент запуска базовой эмоции у таких людей происходит определенный биохимический процесс. Суть его, по словам нейропсихолога, в том, чтобы подготовить организм к запуску ответа «бей» на стрессовую ситуацию. В отличие от более древних (лимбических) реакций бегства или замирания, реакция «бей» дает возможность очень быстро избавиться от колоссального внутреннего напряжения. 

Специалист объяснил, что физиологические изменения при реакции гнева всегда запускают активность двух систем под управлением гипоталамуса – симпатической и адренокортикальной: «В ответ на значимый стрессовый сигнал гипоталамус передает нервные импульсы ядрам ствола мозга – именно они контролируют работу симпатической нервной системы. В свою очередь симпатическая стимуляция надпочечников приводит к выбросу большого количества адреналина и норадреналина. Как следствие повышается артериальное давление, наблюдается тахикардия, усиливается кровоснабжение мышечной массы, происходит и насыщение кислородом мелких капилляров – про внешность людей говорят, что «их глаза налились кровью» или «кровь хлынула к лицу». Другие адаптационные элементы при этом - расширение бронхов, дополнительный выброс сахара в кровь и другие». 

Далее, как объясняет Иван Лаптев, организм благодаря тонким химическим процессам сам донастраивает свой ответ на стрессовую ситуацию: «Адренокортикальная система активизируется тогда, когда гипоталамус способствует выделению двух гормонов стресса – адренокортикотропного гормона и кортизола. Происходит это через несколько промежуточных этапов, но в момент проявления гнева занимает секунды». 

Таким образом, по словам нейропсихолога, нейрохимия мозга при проявлении гнева активизирует симпатическую и адренокортикальную системы организма, а они, в свою очередь поддерживают организм в состоянии постоянной «боевой готовности» в ответ на стресс. Данные нейроученых послужили основой для выявления связи между гневом и такими распространенными заболеваниями, как артериальная гипертензия, патологии щитовидной железы, болезни почек и желудочно-кишечного тракта. 

«Это и другие исследования помогли продвижению психосоматических направлений современной медицины», — подчеркнул И. Лаптев.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова