Фото: freepik
В российских школах должно стать больше профессиональных психологов, получающих достойную зарплату. Это позволит ликвидировать недостаток квалифицированной психологической помощи школьникам
Об этом написал в своем Telegram-канале лидер думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Парламентарий отметил, что в минувшем учебном году на одного педагога-психолога в школе приходилось вдвое больше учащихся, чем по рекомендуемому нормативу – более 600 против 300, а во многих школах таких специалистов просто нет.
По словам депутата ГД, оперативная профессиональная помощь может быть профилактикой различных ситуаций, в том числе буллинга.
Лидер думской фракции назвал причины, по которым педагоги-психологи не задерживаются в школе. По его словам, это связано прежде всего с уровнем заработной платы. Другая причина – попадание педагогов-психологов под «каток оптимизации».
Ссылаясь на мониторинг Российской академии образования, Миронов привёл данные, по которым половина школьных психологов работают менее пяти лет. Хорошие специалисты, как отметил политик, предпочитают уходить в частные структуры.
Парламентарий добавил, что фракция «Справедливая Россия – За правду» не первый год призывает к воссозданию полноценной психологической службы на уровне школ, на что необходимо выделять средства из федерального бюджета.
Миронов также привёл данные из доклада детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, согласно которому за последние три года в России число детских суицидов выросло на 13%, а попыток самоубийства – на 92,5%.
«Нужно решать не только проблему с кадрами, но с самой дисциплиной «школьной психологии». Считается, что школьная психология – это «низший уровень», на самом деле школьный психолог – это высший пилотаж, потому что не ничего сложнее работы с детьми. Другой вопрос в том, что дети сами не идут к школьному психологу, потому что им нужен если не ровесник, то хотя бы близкий по возрасту человек. Но квалификация такого молодого специалиста априори не может быть высокой. Здесь нужен комплексный и, в первую очередь, научный подход», – рассказала изданию «Пятый угол» замруководителя центра психолого-педагогической помощи Светлана Маркарян.
Отличник народного просвещения Надежда Мальцева в свою очередь считает сокращение штата педагогов-психологов одним из немногих правильных решений Минпросвещения.
«Депутаты с высоких трибун стали всё чаще говорить об уникальности советской системы школьного образования. Так вот никаких педагогов-психологов в ней не было. Лучшим психологом был классный руководитель, в чьи обязанности входило решение проблем, как сейчас говорят, «школьной триады» – учителя, ученика и родителей. А лучшим воспитателем был директор. Только сейчас учитель не воспитывает, а занимается электронными отчётами, а директор – капитальными ремонтами», – говорит педагог с 60-летним стажем.
Она надеется, что с исчезновением такого понятия как «образовательная услуга» в школы вернётся воспитание. По словам специалиста, каждый учитель в вузе изучал психологию, и во все времена этого вполне хватало, чтобы решить проблему с травлей одноклассников, к примеру. Что касается российских детей, то они, в отличие от западных сверстников, всегда решали свои проблемы сами.
«Советую господину Миронову пересмотреть «Чучело» или «Вам и не снилось». Да, иногда конфликты разрешались кулаками. Я, конечно, к этому не призываю, но и с либерализмом в школе надо заканчивать», – считает Мальцева.
Два года назад, тогда ещё уполномоченный по правам человека, а ныне депутат вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова говорила о том, что почти все школьники подвергаются травле из-за отсутствия специалистов. Кроме проблемы дефицита кадров, Кузнецова отмечала низкое качество работы психологов в школах.