Вопрос про то, есть ли жизнь на Марсе, волнует человечество на протяжении многих веков. Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга Владимир Сурдин рассказал, чем красная планета привлекательна для ученых и как проходили исследования

«Прежде всего, Марс интересен тем, что находится в зоне возможной жизни – так называется особый интервал от Солнца с нагревом поверхностей планет от 0 до 100 градусов Цельсия. Считается, что при данной температуре может быть обнаружена вода, являющаяся источником живой материи. 4, 5 миллиарда лет назад, когда наше светило было молодой звездой, в этот интервал попадала и Венера. Сейчас ее поверхность нагревается уже до 450 градусов Цельсия, соответственно, жизнь там вряд ли возможна. Со временем Марс стал «теплеть», ведь зона жизни сместилась вглубь Солнечной системы», — говорит эксперт. 

Изучение планеты началось 400 лет назад, когда появились первые телескопы. Марс хорошо виден с Земли в периоды «великого противостояния»: «он максимально приближается к нам, следуя движению по эллипсоидной орбите, и встав на одну линию с Солнцем, получает наибольшее освещение. Чаще всего это происходит в конце лета и осенью раз в несколько лет. Самое заметное «великое противостояние» состоялось в 2003 году, в 2018 и 2020 годах Марс приближался к Земле уже меньше».

Наблюдения с Земли не позволяли даже в эти периоды приближения делать точные снимки, поэтому лучшие фото поверхности стали получаться из космоса, например, с известного телескопа Hubble. Интересно, что вплоть до XX века астрономы создавали свои зарисовки Марса, чтобы точнее передать наблюдаемые ими детали. В 1877 году у планеты были открыты два спутника Фобос и Деймос – глыбы космического вещества диаметрами 25 и 15 км. В1890-е годы итальянский астроном Дж. Скиапарелли изобразил множественные каналы на Марсе, и тогда же появилась версия об их рукотворном происхождении. 

Американский предприниматель и астроном П. Ловелл открыл две обсерватории специально для изучения планеты и создал первые карты Марса в начале XX века. Настоящий марсианский бум в обществе возник после появления романа Г.Уэллса «Война миров» — люди всерьез полагали, что там не просто возможна жизнь, а уже существует развитая цивилизация. 

«Версия о каналах была подвергнута сомнениям после космических снимков NASA и создания первых научных карт на их основе. Выяснилось, что поверхность испещрена кратерами, имеются более темные и светлые территории, впоследствии названные морями и континентами. Марс имеет северный и южные полюса, представляющие собой белые шапки из замерзшего углекислого газа. Были зафиксированы дюны, горы, вулканы, высохшие русла рек», — уточняет ученый.

Прорыв в марсианских исследованиях пришелся на 60-70-е годы, когда с Земли стали запускать космические аппараты и спутники. В. Сурдин отметил, что полёт к Марсу занимает от 6 до 10 месяцев, а само приземление строится на торможении с помощью парашюта, реактивных двигателей и специальных подушек безопасности. Первый советский аппарат Марс-1 не долетел, но Марс-2 в 1971 году решил уже две задачи: одна его часть осталась на орбите планеты, а другая оказалась на поверхности и некоторое время передвигалась по типу шагающего экскаватора. Первые пробы грунта осуществил американский робот Викинг-2 в 1976 году. 

Всего до настоящего времени было совершено 18 удачных миссий, лидируют в изучении Марса США и Россия, но европейские страны, Индия и Япония также пытаются запускать аппараты.    

В 2000-х началась эпоха автономных марсоходов, поддерживающих радиосвязь с Землей и функционирующих на солнечных батареях. Долгожителем на Марсе оказался аппаратOpportunity, проработавший там в течение 13,5 лет. Ученый подтвердил, что главным вызовом сейчас являются поиски возможностей для полетов на Марс людей. Так как атмосфера на поверхности очень разрежена (аналогична стратосфере Земли), космическая радиация свободно проникает сюда, и это главная опасность для жизни. «Возможны три пути решения: искать средства максимальной защиты организма космонавтов, создавать более быстрые ракеты, доставляющих их, либо строить станции глубоко под поверхностью Марса, чтобы избежать радиоактивного воздействия», — предположил астроном.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова