Товарооборот России и Бразилии впервые с октября 2024 года вновь превысил миллиард долларов. За год он вырос на четверть, а за месяц — в полтора раза

РИА «Новости» после изучения данных таможни латиноамериканской страны сообщило, что в начале весны Бразилия закупила российскую продукцию на 917,5 млн долларов против 779,4 млн в марте прошлого года. Главным образом экспорт вырос за счет удобрений, спрос на них подскочил в 1,8 раза — до 334,9 миллиона долларов. В то же время страна увеличила экспорт на российский рынок на треть год к году — до максимума за пять месяцев в 136,7 миллиона долларов. Главным образом выросли поставки за счет мяса (в 1,8 раза), табака (в прошлом году поставок не было), кофе (в 5,9 раза). В результате Бразилия стала главным поставщиком кофе в РФ. До этого в начале года всегда лидировал Вьетнам, который продавал российским компаниям почти втрое больше, чем южноамериканская страна.

Экономист-аналитик, сопредседатель Совета Промышленной Коалиции БРИКС Дмитрий Любомудров в беседе с изданием «Пятый угол» отметил, что Бразилия входит в неформальное объединение крупных стран с развивающейся экономикой. От этого и нужно «танцевать».

«Для России сейчас выгодно то, что делает Трамп. Путем введения различных пошлин он сломал единую мировую торговую систему, где главенствовало ВТО. Нам эта система была невыгодна, поскольку сдерживала отечественную промышленность. Сейчас каждая страна имеет свой старт, должна понять, где выгоднее. По «таблице Трампа» это посчитать нельзя, поскольку кроме нее есть пошлины других стран. Нужна математическая модель, которая, кстати, была в СССР, и мы считали, как нам удобнее торговать, через какие страны, где и какие есть тарифные барьеры», — сказал эксперт.

По убеждению собеседника «Пятого угла», то, что БРИКС начали выбирать в качестве альтернативы западной системе, это абсолютно естественно.

«Объединение дорожит репутацией. БРИКС выстраивает на своей площадке торговые отношения и промышленные проекты», — продолжил Любомудров.

Важная тема, по его мнению, — логистика.

«Транспортные расходы, да, немаленькие. Но нужно считать себестоимость всей цепочки. Если Трамп поднял пошлины это значит, что вырастут затраты у экспортеров и импортеров. Они вынуждены будут повысить цены. Значит удельный вес логистики также будет на уровне этого повышения или даже ниже, поскольку стоимость, скажем, танкера не зависит от Трампа и его пошлин. И если раньше что-то поставлять в Россию из какой-нибудь далекой страны и наоборот было невыгодно, сейчас очень даже может стать доступно», — резюмировал Дмитрий Любомудров.

Между тем, эксперты Российского совета по международным делам (РМСД) считают, что структура российского экспорта в Бразилию остается недостаточно диверсифицированной, а его рост обеспечивается в основном благодаря конъюнктурным всплескам спроса на энергоносители. Бразилия стала крупнейшим российским торговым партнером в регионе — ее доля составляет почти 50 % от общего российского товарооборота с государствами Латинской Америки, по итогам 2023-го Россия впервые вошла в пятерку крупнейших экспортеров Бразилии. Однако такой товарооборот «совершенно несопоставим ни с объемами торговли Бразилии с Китаем (больше в 14 раз) или с США (больше в семь раз), ни с торговлей России с Китаем и Индией», отмечают эксперты РСМД. Кроме этого, в двусторонней торговле налицо значительный дисбаланс: бразильский импорт многократно превышает российский.

Дмитрий Тарасов

Автор статьи

Дмитрий Тарасов